страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
О монахах

Почему пророк уподобил тебя, одинокого монаха, сиротствующей горлице (Пс.83:4)? Потому что горлица - целомудренная птица, никогда не вступает во второй брак, не сидит на роскошных ветвях, но ищет лучше необитаемых пустынь, и там довершает дни свои. Для того пророк и уподобил тебя сиротствующей горлице, чтобы не возвращался ты вспять в мир, чтобы не проводил времени в городах и весях, не водворялся вместе с людьми мирскими, не познавал путей их, и душа твоя не отступала от Господа Бога своего, истинного Жениха душ наших, чтобы не принять тебе сетей на душу свою, и не возвратиться к богатству и житейским удовольствиям; потому что невозможно тебе быть и ангелом и человеком; не можешь работать Богу и мамоне. Не представляйте в оправдание свое, заблудшиеся монахи, исполнения заповедей и благотворений, попечения о старцах и странноприимства. Бог не сего требует от ангелов, но чтобы воспевали и славословили и прославляли Его выну, на что и вы определили себя.

Предложу вам следующую притчу: монах любостяжательный и богатый - мирской владелец, а монах бедный - гражданин небесный. Монахи, которые живут в богатстве и роскоши, ничем не различествуют от людей мирских, роскошных и сластолюбивых. Они чужды еще ангельского жития, и даже оказываются лжецами. И хотя отреклись уже от мира, однако же опять заботятся о житейском, о богатстве и о своих родных. И образа монашеского не могут еще на себе носить те, которые озабочены богатством житейским. Ибо невозможно Богу работати и мамоне, говорит Господь (Мф.6:24). И сами апостолы, вопросившие Учителя своего и сказавшие Ему: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом (Мф.19:27), не пошли уже в мир, оставив Учителя, и не обратились вспять, то есть, к богатству.

Итак, если видишь монаха богатого и сластолюбивого, сребролюбца и несострадательного, видишь, что гонится он за житейским богатством, любит роскошь и мирские выгоды, то оставь свои дела и плачь о нем, потому что таковой ходит в ночи и во тьме. Ибо неугодно Богу, чтобы монах оставил, так сказать, духовное и заботился о мирском, хотя, по-видимому, имеет на то и благовидный какой-нибудь предлог. Это диавол над ним посмевается и пытается погубить его. Ибо те, которые ради телесного и житейского нерадят о делах духовных и уклоняются от них, терпят великий и постоянный урон, не разумея и не в состоянии будучи вместить умом Божественного изречения: никто возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии (Лк.9:62). К чему тебе, монах, приобретать себе богатство душепагубное, высокомерное, горделивое, немилосердое, несострадательное, ненасытное? Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердым и бесчеловечным, и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни. Но ты, монах, не вожделевай сего богатства, не приобретай и не привлекай его себе; ибо первая и великая заповедь для монаха - нищета по Богу. Прилепись же лучше ко Христу, без рассеяния пребывая в том месте, где отрекся ты от мира для Бога, живущаго во веки.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, сс.143-145. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение