страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
О девстве

О девстве и душевной святыне учит всех нас наилучший советник Апостол Павел. Степень девства почитает он совершеннейшею и высшею самого мира. Кто имеет жену, говорит Апостол, тот имеет попечение, како угодити жене; а живущие в девстве, всегда имеют у себя одно попечение, како угодити Господеви (1Кор.7:32.33). Первое попечение ведет в муку, а последнее в жизнь вечную. Блажен человек, который имеет попечение угодить Господу и тело свое сохранить чистым, чтобы соделаться святым и нескверным храмом Христа Царя.

По доброй воле своей стал уже ты храмом, человек? Будь внимателен к себе день и ночь, чтобы не растлился храм, который приобрел ты во власть свою. Сам, по своей мысли и свободе, не по принуждению, но по усердию, стал ты храмом Божиим. Сам ты, соделавшийся человеком Бога Всевышняго, ясно знаешь, что Дух Божий живет в храме, если он чист и святит себя, чтобы благопотребным быть своему Владыке.

Послушай меня, искренний брат мой, и слова моей худости и напиши на сердце своем. Препояшь себя искреннею верою, надеждою и любовию, и как сильный стань на стражу, охраняя храм Божий от всяких нечистых помыслов. Весь сделайся оком, непрестанно наблюдая и высматривая грабителей лукавого; а грабители сии, как скоро найдут кого расслабленным, рассеянным, всегда кидаются на него, чтобы растлить у сего жалкого телесный храм его, и чтобы он не был уже благопотребен Владыке. Итак, будь внимателен к себе, чтобы не оказалось, что сам ты принимаешь к себе грабителей лукавого. Разумеешь ли, брат, кто эти грабители лукавого и убийцы? Это - нечистые помыслы, злые пожелания, раздражительность и внутренние смятения, гнев и ссоры, и рабство страстям. Вот бесстыдные и злые грабители, которые никогда не перестают грабительствовать, не насыщаются своим лукавством, и побеждаемые непрестанно опять нападают. Корень похоти бесстыден. Если посекаешь его каждый день, то прозябает он каждый час. Вырви, брат, корень похоти из сердца своего, чтобы не прозябала и не выростала она ежечасно. Хотя тысячи раз будешь ее посекать, она двукратно большее число раз станет отраждаться, пока совершенно не вырвешь ее корня.

Непрестанно подвизайся, чтобы тебе быть нескверным и непорочным Божиим храмом. Если украсишь храм свой Богу, то сам Святый Бог даст тебе за него усладительный рай для упокоения твоего, за победу над страстями и нечистыми помыслами. Будь стражем святого храма твоего, чтобы он был благолепен, благоугоден Богу.

Итак будь внимателен к себе, чтобы вместо святого и пречистого Владыки не ввесть тебе во храм скверного врага, и чтобы не был растлен храм твой бесстыдством сего врага, ненавистника добру. Он бесстыден, упрям в своем намерении; многократно выгоняешь его вон с упреком, но он бесстыдно усиливается войти. Если введешь его в телесный храм свой, не виновен в том пречистый и святый Бог. Не Он оставил тебя, но ты отгнал Его; ты ввел скверного, утратил Святого; возненавидел Царя, возлюбил мучителя; удалился от Источника жизни, прилепился к грязи; лишил себя Света, пребываешь в общении со тьмою; по лености своей предал себя врагу и скверному.

Святый Бог благоволил навсегда поселиться в храме твоем; а ты преогорчил благого Господа, неистощимого в милостях Владыку, желающего даровать тебе царство Свое. Бог обитает в теле тех, которые соделались непорочными и чистыми храмами. Если ты пожелаешь, чтоб Бог обитал в теле твоем всегда, все дни, которые проживешь на земле; то Сам Святый Бог вселит тебя в раю Своем, в несравненном свете, в бессмертной жизни, на век века, и с великою радостью упокоит тебя там. Конечно, слышал ты, даже читал, что день один во свете царства Божия тоже, что тысячи лет в сем веке. Отверзи сердце свое, брат, решись вожделевать Бога все дни жизни своей. Вожделевать Бога - всегдашнее услаждение и просвещение, всегдашняя радость. Если всегда вожделеваешь Его, всегда будет обитать в тебе. Бог ревнитель, Бог пречист и свят; Он обитает в душе боящихся Его, и исполняет волю возлюбивших Его.

Хочешь ли быть святым и непорочным храмом Божиим? Всегда имей в сердце своем образ Божий. Под образом же Божиим разумею не изображение красками на дереве или на чем ином, но тот Божий образ, который непрестанно и чисто живописуется в душе добрыми делами, постами, бдениями, преспеяниями в добре, воздержанием, молитвами; и краски для сего небесного Владычнего образа суть преспеяния, чистые помыслы, совлечение всего земного, также кротость и честная всегда жизнь.

И в мире и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу. Совершенные борцы, по охоте своей, безотговорочно, сами являются на поприще, а робкие и изнеженные по изнеженности своей всегда избегают борьбы. Совершенные борцы и воздержные подвижники имеют пред очами сладостный рай, ожидая всегда наслаждаться в нем благами его в вечном свете и бессмертной жизни. Хочешь ли быть в борьбе и оказаться совершенным? Всегда будь облечен в добродетели, как в одежду. Облекся ли в добродетель? Непрестанно употребляй усилие не совлекаться ее.

Бойся вина, чтоб не одолело тебя и не стать тебе обнаженным от добродетелей, как обнажен был древний праведник. Знаешь ли силу вина? Если нет, слушай, я скажу тебе. Ной был муж праведный, святый, благолепный в том роде, который сам себя растлил. Ной сподобился даже слышать от Бога глаголы и похвалу своему благочестию, потому что Бог сказал ему: единого тя видех праведна в роде сем растленном (Быт.7:1). Но и сей праведник, превозмогши потоп водный, уснув, был побежден жалким вином. Необъятные воды не преодолели его; а ничего нестоющее вино во сне обнажило тело праведника, снова сделавшегося патриархом родов. Тоже опять вино и праведного Лота разграбило во сне; потому что татски чрез дочерей похитило у него противоестественное зачатие. Так праведных и святых не пощадило вино; не тем ли паче одолеет тебя - ничтожного? Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огнь худого пожелания.

Не расслабляй тела своего винным воспламенением, чтоб не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Хотя и соблюдешь себя от телесного общения, но будешь участвовать в деле худою мыслию, приобщившись тени и идолу того же греха. А если занять ты сим идолом, сею тенью и мыслию, беседуя ли о чем, или делая что, то всякий раз будешь раскаиваться; всегда станешь созидать и всегда разорять. Идолы греха непрестанно стоят пред очами ума; человек мечтательно созерцает их, распространяет с ними беседу, услаждает мысль о них; помысл его ослабевает, и он побеждается невидимо, а грешит явно. Всякому зрителю кажется он явно исполненным благоговения; а сам, может быть, мучится внутренне своею совестью, всегда жалея, непрестанно огорчаясь тем, что имеет обличительницею совесть свою. Это обычное следствие худого пожелания; как скоро, увлекшись им, сделал грех, по следам за ним идет скорбь. По наружности человек показывает благоговейное лице, а внутренно вовсе не имеет дерзновения пред Богом.

Кто же не прольет слез, кто не будет плакать, что в одно мгновение расслабевает помысл, и тогда уже человек произвольно грешит пред Богом, и гонит от себя небесное дарование, разумею святыню, а также девство? пока храм телесный свят и чист, дотоле всевышний Бог обитает в храме. Но если храм растлен и осквернен, то святый и пречистый Владыка немедленно оставляет храм, и на место святого и небесного света входит скверный, и водворяется там, а с ним входит и худое всегда неистовое вожделение. Кто не может без слез принять все это в сердце свое, а именно, что Святый Бог оставил храм, вселилось же в нем худое пожелание? Если кто разумеет все сие, и кто оставил человека, и откуда человек пал, и с чем разлучился, то никогда не насытится он слезами и воздыханиями.

Если кто во время подвига преодолевается леностью, и между тем видит, что другой одержал победу в том же подвиге, что победитель в венце и с наградой, и все окрест хвалят победителя; как скоро, говорю, видит сие бежавший от подвига, тотчас овладевает им страшное раскаяние; и сам себя мучит он великою скорбью и говорит в себе: "Для чего в одно мгновение побежденный помыслом бежал я от борьбы? А других вижу победившими в борьбе. Они с великою славою и величайшими похвалами совершили подвиг, а я, бежав от борьбы, со стыдом буду скрываться". Так и в день воздаяния, когда ленивые и грешники увидят там, что праведные и святые с великою радостью, - одни уже в раю, другие в царствии, иные же во свете несутся на облаках, сами же они бедные в огне неугасающем и во тьме кромешней, тогда впадут они в страшное раскаяние и бесполезный плач.

Посему умоляю тебя, брат мой, будь всегда подражателем совершенных Отцев, которые соделались святыми и непорочными храмами Пречистого Владыки. Иди по следам святых Отцев, совершивших жизнь в чистом девстве, в честных подвигах, в молитве и посте. Возлюби подвижничество; возлюби молитву, которая есть собеседование с Владыкою; потому что всякая святая и чистая молитва есть собеседование со Владыкою, молитва же совершенных, вожделевших Бога, с великою радостью и многим дерзновением, прямо восходит в самое небо. Ангелы и Архангелы восхищаются ею и представляют ее к престолу святого и превознесенного Владыки всех. Ибо тогда бывает радость, когда приносят ко Владыке молитвы праведников, любящих Бога. Итак старайся, брат, стать подражателем жизни и добродетели преподобных Отцев; иди путем их жития, подвизайся как и они, подвизайся умом, подвизайся духом, подвизайся телом, будь подвижником и в одежде, будь подвижником и в пище, будь подвижником и в языке, будь подвижником и во взоре, будь подвижником и в помысле, будь подвижником и в смехе, чтобы во всем оказаться совершенным.

Будь внимателен к себе, чтобы во время молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечение о всем земном. В час молитвенный всецело будь небесным Ангелом, и приложи старание, чтобы молитва твоя была свята, чиста, нескверна, чтобы увидели ее врата небесные, и приветствуя ее, Ангелы и Архангелы, все с весельем сретили и принесли ее к святому и превознесенному престолу пречистого Владыки. Так в час молитвенный повергайся пред Богом всегда, как Херувим и Серафим.

Размышляй, брат, о словах сих, и повторяй их со страхом и радостью. Они доставляют душе духовные снеди, услаждают ее в горестях суетной жизни, и облегчают ее от бремени попечения о земных вещах. Все, что слышал ты, спеши соблюсти, упокоевай всегда Бога в уме своем, чтобы оказаться тебе имеющим дерзновение в тот страшный и трепетный час, когда Христос придет воздать каждому по делам его. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, сс.68-74. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение