страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа

По славянскому переводу Ч. I. Слово 103.

Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви; потому что многократно падаем всякий день и час. И посему приобретем любовь; ибо она покрывает множество грехов. Что пользы, братия, если имеем все, но не имеем спасающей нас любви? Что пользы, если кто учредит великий обед, позовет царя и князей, все приготовит к угощению без всякого недостатка, но не будет у него соли? Невозможно и вкусить такого обеда. Не только траты звавшего будут напрасны и труды погибнут, но и его самого осмеют позванные. Так и здесь, братия мои, что пользы трудиться нам на ветер, если нет в нас любви? Без любви всякое дело нечисто. Если хранить кто девство, если постится или пребывает во бдении, если молится или дает у себя приют бедным, если в дар Богу приносит или начатки или и все плоды, если строит церкви или иное что большее делает: все сие без любви ни во что не вменится пред Богом; потому что неблагоугодно сие Богу. Итак ничего не предпринимай делать без любви. Если же скажешь: хотя и ненавижу брата своего, однако ж люблю Христа, то окажешься лжецом. Обличает тебя Иоанн Богослов, говоря: не любяй брата своего, егоже виде, Бога Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)? Посему явно, что если кто имеет ненависть к брату своему и думает о себе, что любит он Бога, то он лжец и сам себя прельщает. Ибо еще говорит Иоанн: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего (21). И Господь также говорит: в сию обою заповедь весь закон и пророцы висят (Мф.22:40). Какое великое и необычайное чудо! Кто имеет любовь, тот исполняет весь закон; ибо исполнение закона любы есть (Рим.13:10). О, несравненная сила любви! О, безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она - божественная любовь - есть возглавление добродетелей; любовь - причина всех благ; любовь - соль добродетелей; любовь - конец закона. Она вселялась в сердце Авелевом; она была содейственницею Патриархов; она охраняла Моисея; она обитала во Пророках; она соделала Давида жилищем Святаго Духа; она укрепляла Иова. И почему не сказать важнейшего? - Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам небесное царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем. Но долго ли не положу конца слову о любви? Кто в состоянии пересказать все заслуги любви? Даже и Ангелы не перескажут их, как должно. О, блаженная любовь, подательница всех благ! Блаженны и преблаженны те, которые приобрели истинную и нелицемерную любовь, как сказал Владыка, что больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15:13). Сию-то божественную любовь имея, Апостол Павел говорит: любовь не делает ближнему зла, не воздает злом за зло, злословием за злословие (Рим.12:14). Кто приобрел сию любовь, тот ни пред кем не гордится, никому не завидует, не гневается, не ропщет, никогда не имеет ненависти к брату. Кто имеет сию любовь, тот любит не только любящих, но и оскорбляющих его. Имея сию божественную любовь первомученик Стефан молил Бога за побивающих его камнями, говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян.7:60). Блажен человек, который всем пренебрег и приобрел любовь. Мзда его возрастает с каждым днем; ему уготован венец, все Ангелы ублажают его; Владыка никогда не отлучается от него; потому что Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем (1Ин.4:16).

Сие сказано о любви; мы же возвратимся опять к предположенному и будем говорить о покаянии и о будущем суде.

О сем, возлюбленные, будем помышлять день и нощь, имея пред очами последний час; и не забывайте о неугашаемом никогда огне. Да будет неотступно в устах ваших псалом; призываемое нами имя Божие прогоняет бесов. Где псалом, там и Бог; а где диавольские песни, там гнев Божий и горе. Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ; а где гусли и ликования, там омрачение мужей и жен и праздник диавольский. Что же пользы, братия, здесь час какой-нибудь ликовать и праздновать, а там веки мучиться? Размыслим, что в тот час ни малой не принесут нам пользы все концы земли. Утвердимся в той мысли, что там никто не возможет помочь другому, но каждый нося собственное свое бремя, будем стоять в ожидании приговора, какой выйдет ему. Сие содержа в уме, возлюбленные, целомудренно, праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, как научил Апостол (Тит.2:12). Очистим себе от всякия скверны плоти и духа (2Кор.7:1). Отложим дела темная (Рим.13:12) и языческие поступки и не будем ходить, как ходят прочие языки.

Совершая памяти святых, будем воспоминать о всех немоществующих, вдовах, сиротах, странниках, нищих, заключенных в темнице, живущих в пустынях, в горах, в вертепах, в пропастях земных. Почтим праздники, празднуя не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно, и по-христиански. Не будем увенчивать преддверий, составлять лики, нежить слух свой свирелями и гуслями; не будем наряжаться в роскошные одежды. Почтим праздники не блеском золота, не украшениями, не пиянством, но предоставим сие Еллинам и Иудеям, увенчаем же преддверия свои честным и животворящим крестом Спасителя, говоря с Апостолом: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных. Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс.30:10). Сопротивные силы, видя крест, отступают с трепетом. Крест освятил вселенную; он рассеял тьму и возвратил свет; он потребил заблуждение; он собрал народы от востока и запада, севера и юга, и соединил их любовию в единую Церковь, в единую веру, в единое крещение. Крест - непреоборимый оплот православных. Какие уста или какой язык достойно восхвалит непреоборимое оружие Царя Христа? Крест водружен был на лобном месте, и тотчас произрастил грозд нашей жизни. Сим досточестным оружием Христос Спаситель наш расторг всепожирающее чрево ада и заградил многокозненные уста диаволу. Его увидев, страшная смерть освободила всех, кем возобладала с прародителя. Им вооружившись, блаженные Апостолы попрали всю силу вражию. Им, как бронею облекшись, Христовы воины и мученики обратили в ничто все вымыслы и дерзости мучителей. Его нося, отрекшиеся от мира с великою готовностию поселяются на горах и делают себе обители в вертепах и в пропастях земных. О, как безмерна благость человеколюбца Бога! Сколько благ даровал Он крестом человеческому роду!

И при скончании мира, во второе пришествие Господне, крест первый опять явится на небе с великою славою и многочисленным ангельским воинством, устрашая и поражая врагов, радуя же и озаряя верных и возвещая о пришествии великого Царя. Сие и еще большее сего можно сказать о честном кресте.

А что потом, то есть, что за крестом последует; в рассуждении того скажу только, каково оно. Именно же, это выше слова и понятия, превосходит всякое о том повествование, и устрашает всякий слух. Увы мне, братия мои христолюбивые! Воспомянул я о сем часе, и пришел в трепет, и от великого страха намеревался здесь прекратить слово, помышляя о том, что откроется в след за честным крестом. Ибо кто скажет сие, или кто осмелится выговорить это? Какие уста возвестят? Какой язык проглаголет? Какой голос объявит? Какой слух вместит в себе, чего не в состоянии стерпеть и небеса? Ибо подобных великих и страшных чудес не было и не будет во все роды. Ныне не редко, если сильнее блеснет молния или прогремит гром, всех приводит в ужас, и все, преклоняясь к земле, трепещем от страха; как же снесем тогда, как услышим глас трубы страшно звучащей и пробуждающей всех от века почивших праведников и грешников? Тогда кости рода человеческого во аде, услышав глас трубы, со тщанием потекут, ища своих составов. Как скоро увидим, что все естество человеческое восстало, и каждый восстает с места своего, и от концов земли ведутся все на суд; тогда какой страх, какой трепет обнимет нас? Ибо повелит Великий Царь, и тотчас со трепетом и тщанием дадут и земля своих мертвецов, и море своих, и ад отдаст собственных своих мертвецов; и если кого похитил зверь, или раздробила рыба, или расхитила птица, все предстанут в мгновение ока, и не в одном волосе не окажется недостатка. Когда увидим, что огненная река с яростию течет с востока, подобно свирепому морю, и поядает горы и дебри, пожигает всю землю и дела, яже на ней; тогда, возлюбленные, от огня сего оскудеют источники, исчезнут реки, иссохнет море, восколеблется воздух, звезды спадут с неба, солнце затмится, луна превратится в кровь, и небо свиется аки свиток. Когда же увидим, что Ангелы посланы, текут со тщанием и собирают избранных рабов Божиих от конец небес до конец их, когда увидим небо новое и землю новую, когда увидим уготовляемый страшный престол, когда узрим знамение Сына человеческого, явившееся на небе - честный и животворяющий крест, озаряющий все концы земли; тогда, узрев явившийся в высоте сей царский и страшный скипетр, уразумеет каждый, что в след за ним в оный час скоро явится Царь. Кто же сретит Христа и оправдится? Если сознал он свои преткновения и падения, то обнаженный и скорбный предстанет в ожидании приговора, какой выйдет ему. Ибо каждый увидит, что собственные дела его, и добрые и худые, стоят пред лицом его. Тогда шествовавшие путем узким и тесным, все искренно покаявшиеся, все милостивые и странноприимные предстанут веселыми, с великою радостию, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:13), Ибо грядет Он увенчать подвизавшихся во бдениях, молитвах и псалмопениях. Грядет ублажать плакавших о своих грехопадениях; грядет возвеселить милостивых; грядет возвысить обнищавших ради имени Его, не любивших мира и всего, что в мире, но все оставивших и последовавших Ему единому; грядет не с земли уже, но с неба, подобно страшной молнии. Тогда будет великий вопль: се Жених грядет, се приближается Судия, се открывается Судия судей, се Бог всяческих идет судить вселенную и воздати каждому по делам его. Тогда, братия мои возлюбленные, от вопля сего содрогнутся и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны. Тогда, возлюбленные, всякого человека обымут страх, трепет и исступление, от вопля сего и от гласа трубы и от чаяния того, что грядет на вселенную. Тогда Силы небесные подвигнутся; и вот предшествуют молнии, текут впереди воинства ангельские, уготовляются лики Архангелов, Херувимы, Серафимы и многоочитые с крепостию громогласно взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, Сый, Иже бе и грядый Вседержитель (Апок.4:8). И вся тварь на небе и на земле с силою взывает: благословен грядый во имя Господне (Мф.21:9). Тогда раздерутся небеса, и откроется Царь царей и Князь князей подобно страшной молнии с силою многою и несравнимою славою, и узрит его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о себе вся колена земная (Апок.1:7). Тогда небо и земля предадутся бегству, как предвозвестил Иоанн, говоря: видех престол велик бел и седящаго на нем, Егоже от лица Его бежа небо и земля (Апок.20:11). Увы, где станем мы грешные? Тогда, как сказал (Мф.19:18), сядет Он на престоле славы и соберутся пред Ним все языки. Какая же найдется душа, которая бы в состоянии была вынести, когда поставлены будут престолы, воссядет Судия, и раскроются книги? Тогда увидим бесчисленные ангельские Силы со страхом стоящие окрест; тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены пред Ангелами и человеками; тогда исполнится пророчество Даниила, который говорит: аз Даниил зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысячи тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судаще седе, и книги отверзошася (Дан.7:9.10). Велик страх, братия, будет в час тот, когда откроются страшные сии книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что соделали мы в жизни сей, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там записаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все и доброе и худое. О сколько слез потребно нам ради сего часа, о котором нерадим; ибо слезами и милостынями можем изгладить написанные вины! О сколько будем стенать и жалобно плакать, когда увидим неизреченное небесное царство, и также по другую сторону увидим открывающиеся страшные мучения, посредине же все естество человеческое от прародителя Адама до рожденного после всех; - и все покланяются на лицо свое. Тогда исполнится написанное слово: живу Аз, глаголет Господь: яко Мне поклонится всяко колено (Рим.14:11). И еще Апостол говорит: о имени Иисус Христове всяко колено поклонится небесных, земных и, преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Фил.2:10.11). Аминь.

Христолюбивые слушатели спросили: учитель, скажи нам и о том, что последует за сим, и как будут допрашиваемы?

Ответ. Тогда, братия мои христолюбивые, все человечество будет стоять между царством и осуждением, между жизнию и смертию, между радостию и печалию, и все, поникнув долу, увидят стоящих пред судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя сие, опять поникнут долу и станут размышлять о делах своих. И каждый увидит стоящими пред собою собственные дела свои, и добрые и худые, какие кто предпослал. Тогда поступившие худо и не покаявшиеся, сетуя, скажут: "о! почему не подвизались мы бедные, но губили время в нерадении, забавляясь и служа другим забавой? Почему не были бдительными? Для чего не постились? Для чего не имели жалости к бедным? Для чего завидовали мы несчастные и поступали худо? Для чего не покаялись, когда было время покаянию, но провели жизнь, смеясь, роскошествуя, предаваясь рассеянности? И нет уже времени к покаянию. Что будем делать, потому что постиг нас страшный день и час, о котором часто мы слышали и смеялись? Что будем делать мы, жалкие, потому что книги разогнуты и судят всех?" Так рассуждая о себе, услышат они глас Судии, Который страшно возгласит и скажет: "покажите дела свои, и получите мзду". И в час сей подвигнутся все чины христиан, архиереи и диаконы и прочие чины церковные. Ибо, как говорит Апостол, каждый восстанет в чине своем дать ответ Богу. Тогда подвигнутся цари и властители, мудрые и богатые и бедные, потому что настал час пожать каждому посеянное им.

Христолюбивые слушатели спросили: скажи нам, раб Божий, еще о том, что услышат или потерпят они после сего?

Ответ. Увы мне, братия мои христолюбивые! желаю сказать, что будет и после сего, но удерживает меня страх, оскудевает у меня голос, слезы предваряют слово, мутится мысль; потому что повествование страшно.

Христолюбцы. Скажи, ради Господа, к нашей пользе.

Учитель говорит: тогда, христолюбцы, у каждого будет освидетельствована печать христианства, какую принял на себя каждый в вселенской Церкви с крещением, и потребуются у каждого чистая вера, несокрушенная печать, неоскверненный хитон и доброе исповедание, какое дал он при многих свидетелях, говоря: отрицаюсь сатаны и всех дел его, не одного, или двух или пяти худых дел, но всех дел диавольских. Итак сие-то доброе отречение потребуется у нас в тот час, и блажен, кто сохранил оное, как обещал. Ибо в одном слове отрицается он всех дел диавольских: мерзостнейших прелюбодейств, блуда, убийств, нечистоты, зависти, татьбы, злословия, досады, раздражения, празднословия, пиянства, памятозлобия, соперничества, гордости, лености, смеха, играния на цевницах, плясок, свиряний, скаканий, зрелищ, бесовских песней, любостяжания, братоненавидения, и что составляет крайний предел всего худого, ворожбы, идолослужения, чародейства. Сего и подобного сему отрицается всякий христианин при святой купели. В сем-то отречении потребуется у нас отчет в час тот.

Христолюбцы. Скажи нам, что и за сим последует, и как будут допрашиваемы?

Учитель говорит: с болезнию буду говорить, и скажу с воздыханиями и слезами; потому что невозможно без слез повествовать о том, так как это будет последнее. Тогда, христолюбцы, после того, как все будут испытаны и истязаны, и дела всех объявлены пред Ангелами и человеками, и упразднятся всякое начало, и власть, и сила и все враги положены под ноги Его, тогда, наконец, как сказал Господь (Мф.25:32.33), разлучит их друг от друга, яко же пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную Себе. Овец, у которых есть добрые плоды, овец, которые знают Пастыря, овец запечатленных, соблюдающих неповрежденную печать, овец, последовавших за великим Пастырем, Который сказал: идите за Мною, овец, неосквернивших святой веры еретическими хулами, сих овец поставит одесную Себя. Козлищ же ошуюю. Сии козлища суть те, у которых нет плода, которые прогневляли Пастыря; это козлища, пасущиеся с еретиками и сквернящие святую веру. Они скакали, плясали, забавлялись, ликовали и, собрав себе горе, вышли из жизни сей лишенными всякого доброго дела, исполненными всякой нечистоты. Видя их, Бог отвратит очи Свои от них и поставит их ошуюю. Тогда скажет сущим одесную Его: "приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте обещанное вам царствие (34). Приидите сыны света Моего, приидите благословенные наследники царства Моего, приидите ради Меня обнищавшие, алкавшие и жаждавшие, не возлюбившие мира, ни всего, что в мире. Приидите ради Меня оставившие всякую мирскую область и радость, сродников и друзей, родителей и чад. Приидите вселившиеся в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных, вместе со зверями, и вселитесь с Ангелами на небесах. Приидите все милостивые и странноприимные, приидите все шествовавшие узким и тесным путем. Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира". Тогда скажет и сущим ошуюю: "Идите от Меня все проклятые в огнь кромешний. Идите от Меня ненавистники, немилосердые, братоненавистники, христоненавистники. Вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали пречистых Моих Евангелий и блаженных Моих учеников, и Я не услышу плача вашего; вы роскошествовали на земле, насладились благами в жизни своей. Там ежедневно Я взывал чрез Писания, и вы, слыша, насмехались над читающими. И теперь говорю: не вем вас. Идите от Меня проклятые в огнь кромешний и вечный, уготованный диаволу и аггелам его". Тогда пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Христолюбцы сказали: на одинаковое ли мучение пойдут все, или мучения различны?

Учитель говорит: различны мучения, как слышали вы в Евангелии. Посему тма кромешняя в особой стране; геенна огненная - иное место; скрежет зубом - особое место; червь неусыпающий в другом месте; езеро огненное - другое место; тартар - особое место; огнь неугасимый - в особой стране; река огненная - в ином месте. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть различие в грехах, так различны и мучения.

Христолюбцы. Скажи нам и о различии мучений.

Учитель говорит: иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе тать и иначе пияница. Осквернившие себя ересями услышат: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10). Которые имеют вражду друг на друга, и прилучится им преселиться из жизни, те найдут себе неумолимое осуждение и, как ненавистные, посланы будут во тму кромешнюю; потому что возненавидели Христа, сказавшего: любите друг друга, и прощайте друг другу. Горе тогда блуднику, горе прелюбодею, горе пиянице, горе чародеям и гадателям, горе тем, которые делают волшебные надписания, ворожбы, волхвования, вдаются в пытливость, и не только сами делают сие, но и прибегают к делающим! Горе пиющим вино с тимпанами и ликами, горе оскверняющим себя еретическими хулами, горе ругающимся над божественными Писаниями, горе погубившим время покаяния в смехе и рассеянности; потому что с горькими слезами взыщут того времени, которое худо расточили, и не найдут оного! Горе оправдывающим нечестивого ради даров, горе похищающим чужое, и скажу коротко: горе всем, которым выпадет жребий стоять ошуюю, когда услышат: идите от Меня, отыдите проклятые и ненавистные к делам своим, не вем вас. И тотчас придут они в смятение, пойдут, изгнаны будут из судилища с великим плачем и преданы в руки смерти, да упасет я, как написано (Пс.48:15).

Христолюбцы. Просим тебя, Божий раб, известить нас вполне и о том, как сии несчастные пойдут в муку.

Учитель, опять заплакав и ударяя руками в перси, отвечал им так: братия мои христолюбивые, какую скорбную повесть желаете вы слышать! О страшный и трепетный час! Увы, увы мне, возлюбленные мои! Кто осмелится пересказать, или у кого достанет силы выслушать сие страшное и последнее повествование! У кого есть слезы, плачьте, а кто не имеет слез, придите, выслушайте, что ожидает вас, чтоб не быть нам нерадивыми о своим спасении. Ибо тогда разлучены будут, друг с другом, этою жалостною разлукою и пойдут в путь, с которого нет возврата. Тогда епископы будут разлучены с соепископами, пресвитеры с сопресвитерами, диаконы с содиаконами, иподиаконы и чтецы с сослужителями своими. Тогда разлучены будут некогда царствовавшие, станут плакать, как дети, и будут изгнаны как невольники. Тогда возстенают князи, всеми будут оставлены, посмотрят туда и сюда, и нет помогающих; ни богатства не видно, ни льстецы не стоят пред ними. Тогда разлучены будут монахи, жившие в нерадении, любившие мир и рассуждавшие по-мирскому. Тогда разлучены будут родители и чада, отец и сын, матери и дочери, друзья с друзьями, сродники с сродниками. Тогда жалким образом разлучены будут супруги, не сохранившие ложа неоскверненным. Но не стану говорить о прочем; потому что страх объемлет меня при сем моем повествовании. Тогда, наконец, изгоняемые, понуждаемые и бичуемые свирепыми ангелами, побегут, скрежеща зубами и все чаще и чаще обращаясь назад, чтоб видеть праведных, с которыми разлучены. И видят ту радость и тот свет, с которыми разлучены, и горько станут плакать, и наконец сокроются, потеряв возможность видеть что-либо позади себя. И приблизятся к самому страшному месту, где опять будут разлучены и распределены на все роды мук. Тогда, видя, что приговор решителен, что нет за них ходатая, и не будет помилования, чтобы возвратиться им назад, с горьким рыданием скажут: "о сколько времени погубили мы в нерадении! О как насмеялся над нами суетный мир! Почему мы, видя, что другие подвизаются, сами не подвизались, но слыша божественные Писания смеялись, издевались над читающими? Там Бог говорил чрез Писания, и мы не внимали; здесь мы вопием, а Он отвращает от нас лице Свое. Что пользы принес нам целый мир? Где отец, родивший нас? Где матерь, чревоболевшая нами? Где дети? Где друзья? Где богатство? Где имения? Где шум окружающих и обеды? Где великая и бесполезная суетливость в жизни? Где родные и знакомые? Где цари, властители и мудрецы? Почему нет нам никакой от них пользы?" Тогда, видя, что совершенно оставлены Богом и святыми, с воздыханиями и горькими слезами взывая, скажут: "простите, святые и праведные, с которыми мы разлучены, простите, друзья и сродники, простите, отцы и матери, простите, сыновья и дочери, простите, Апостолы, простите, Пророки и мученики Господни; прости и Ты, Владычица Богородица, много потрудившаяся в молитвах о нашем спасении, но мы сами не захотели покаяться и спастись; прости и ты, честный и животворящий крест; прости рай сладости, насажденный Господом, прости горний Иерусалим, матерь первородных, прости царство небесное, которому не будет конца, простите все; мы не увидим уже более никого из вас и идем на осуждение, которому не будет конца и послабления". И наконец, пойдет каждый в уготованное место, какое сам себе приготовил, не захотев покаяться, чтоб избавиться от гнева и сей нужды. И за сие-то будут мучиться во все веки.

Слышали, братия мои, приговор; слышали, что потерпят нерадивые, слышали о том страшном дне и лютом часе? Озаботимся, братия; это такой час, который подвергнет испытанию целую жизнь нашу. О сем трепетном часе божественное Писание в святых церквах от востока до запада вопиет, предрекает и свидетельствует, чтобы нам не посрамиться в час сей. О сем часе говорил Пророк Давид: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Пс.61:13). О сем часе вопиял Апостол: блюдите, како опасно ходите (Еф.5:15); страшно еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). О сем часе сказал владыка Христос: подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк.13:24). Час сей содержа в уме, святые оставили все приятности жизни, домы, богатства, овец, волов, коней, друзей, братьев, сродников, детей, роскошь, бани, земли, судилища, и, все оставив, бежали в пустыни, в горы, в вертепы и пропасти земные; лишени, скорбяще, озлоблени, чтобы не посрамиться им в час сей. И не только мужи, но и жены, возлюбив узкий и тесный путь, восхитили небесное царство. Ибо о Христе Иисусе Господе несть мужеский пол, ни женский (Гал.3:28), но каждый приимет особую свою мзду, по собственному своему труду, как написано (1Кор.3:15). Блаженны рачительные, блаженны плачущие, блаженны те, которые в час этот окажутся друзьями Христовыми; блаженны бодрствующие в милостыне, блаженны не усыпающие в молитвах, блаженны каждый день трудящиеся о спасении душ своих, блаженны терпеливо ударяющие в дверь Христову, блажен человек, который рассыпал бремя грехов своих, пока еще было время; блажен, кто купил елея, пока еще не кончилось торжище. Блажен раб той, егоже пришед Господь обрящет тако творяща (Мф.24:46), Блаженны и мы, братия, если, ударяя в дверь, не впадем в уныние; потому что отворит нам, и не лжив Сказавший: толцыте, и отверзется вам (Мф.6:7), и еще: грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин.6:37). Он Бог наш, Он сотворил нас. Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 235-250. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение