страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне

Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа - нам верным спасение и похвала. Но похвала похвал - крест; но праздников праздник - когда пожрен бысть за ны Пасха, Христос (1Кор.5:7), лучше же сказать, когда восстал из мертвых Агнец Божий, вземляй грех мира (Ин.1:29). Это - госпожа и царица праздников.

Но и все другие праздники святы и досточестны, и, различаясь между собою в славе, осияваются блистанием Божества. Достойным же образом чтит и верно празднует их ревнитель заповедей Божиих. А нечистые и оскверненные грехами и в праздник не празднуют. Прекрасный и богоугодный праздник - покаяние со слезами, воздержание от грехов, познание Бога и вожделение вечных благ. Когда так празднуют, и на небесах бывает радость, и Церковь веселится и ликует и созывает всех праведных, говоря: радуйтесь со мною, яко сын мой сей мертв бе прегрешениями, и оживе покаянием (Лк.15:24). Прекрасный и богоугодный там праздник, где сопразднует Христос, где совершаются Его празднества, и чествуются божественные Писания. Христос же сопразднует там, где празднующие соединены во имя Его любовию, без всякой вражды и без всякого лицемерия. Христос сопразднует там, где прислуживают нищим, где утешают сирот, где упокоевают странников. Христос сопразднует там, где чествование Богу во псалмех и пениях и песнех духовных (Еф.5:19). Так празднующие соединены во имя Его. Посреде их, по обетованию (Мф.18:20), обретается Христос. Поелику же Владыка посреде их; то никто не делает им вреда.

Так будем чествовать Господни праздники не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать лица, нежить слух свирелями и гуслями, облекаться в легкие ризы и в блеск золота. Не будем праздновать козлогласовании и пиянствы (Рим.13:31). Не разоряй дела Божии ради снеди; не нарушай Божия священнослужения ради ненасытного чрева, трудясь в поварне. Но предоставим сие тем, им же бог чрево и слава (Фил.3:19). Мы же все вкупе, малые и большие, мужи и жены, и монахини, будем чествовать Господни праздники, как научены, по христиански и благочестно, во псалмех и пениих и песнех духовных. Увенчаем преддверия, как христиане, а не как Еллины, увенчивающие их лавровыми ветвями и цветами и другими веществами, как в обычае у Еллинов и Иудеев. Сень законная прешла, процвела же истина, как слышим от Апостола, который говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17). Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, воцарился Бог, веселится тварь, властвует крест, которому покланяются все племена и народы, колена и языки, которым хвалимся, говоря с блаженным Павлом: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены наложим себе сей животворящий крест; вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти, сею надеждою верных, сим светом кротких, сим оружием отверзающим рай, низлагающим ереси, сею опорою православной веры, спасительною похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собою и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - все члены свои будем украшать животворящим крестом. И не убоимся от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни: от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (Пс.90:5.6). Если его, брат, всегда будешь брать себе в помощь; то не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему (10). Ибо сопротивные силы, видя его, трепещут и удаляются. Крест упразднил идольскую лесть. Он просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовию.

О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию непреоборимую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест - воскресение мертвых. Крест - упование христиан. Крест - жезл хромым. Крест - утешение бедных. Крест - узда для богатых, низложение горделивых. Крест - памятник победы над демонами, пестун юных. Крест - торжище для торжников, надежда отчаянных, кормило для плавателей. Крест - пристань обуреваемым, стена окруженным врагами. Крест - отец сирот, советник правдивых. Крест - утешение скорбящих, хранитель младенцев, слава мужей, венец старцев. Крест - свет сидящим во тьме. Крест - велелепие царей, любомудрие для варваров. Крест - свобода рабов, мудрость невежд. Крест - проповедь Пророков, сопутник Апостолов, похвала мучеников. Крест - целомудрие дев, радость иереев. Крест - основание Церкви, утверждение вселенной. Крест - разорение идольских храмов, соблазн для Иудеев. Крест - сила немощных, врач недужных. Крест - очищение прокаженных, восстановление сил в расслабленных. Крест - хлеб алчущих, источник жаждущим. Крест - благонадежность монахов, покров наготующим. Он водружен посреди вселенной, насажден на лобном месте, и тотчас произрастил грозд жизни. Сим святым оружием Христос расторг всепоядающую утробу ада и заградил многокозненные уста диаволу. Увидев сие, смерть пришла в трепет и ужас и освободила всех, кем возобладала она с первозданного. Им вооружившись, блаженные Апостолы покорили всю силу вражию, и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение кресту. В него облекшись, как в броню, мученики и воины Христовы попрали все замыслы мучителей и проповедывали с дерзновением. Его взяв и неся на себе, ради Христа отрекшиеся всего в мире с великою радостно вселяются в пустыни и горах, в пещерах и пропастях земных. О, безмерная и несравненная благость щедрот Божиих! Сколько благ даровал Бог крестом человеческому роду! Слава Его человеколюбию, и поклонение, и держава во веки! Аминь.

Слышали вы, возлюбленные и христолюбивые, какова сила креста, сколько успешных его действий, сколько благ от него. Сей добрый кормчий, удовлетворив собою всей жизни нашей и умирив ее, стал для нас предуготовителем будущей вечной жизни. Ибо сей же честный крест первый явится опять и во второе пришествие Христово, как честный, животворящий, достопокланяемый и святый скипетр Царя Христа, по слову Владыки, Который говорит, что явится знамение Сына человеческаго на небеси (Мф.24:30). Итак крест первый явится на небе со всем воинством ангельским, озаряя всю землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа. И сего довольно о кресте.

А что касается до будущего, то каково оно? - Превышает всякое слово и понятие, выше всякого повествования, и поражает всякий слух, братия мои христолюбивые. Вспомнил я о часе сем и вострепетал; и от великого страха желал бы прекратить слово, помышляя о будущем, что откроется по явлении животворящего креста. И кто опишет сие, или кто отважится пересказать? Какие уста возвестят о сем? Какой язык вымолвит? Какой голос объявит, или какой слух вместит сие? Ибо когда Силы небесные подвигнутся, кто тогда не поколеблется? Кто не убоится, не вострепещет и не будет укрываться в тот час, когда Царь царствующих востанет с престола славы Своей, и, снисшедши, посетит всю вселенную и начнет стязатися о словеси с рабы Своими (Мф.18:26), чтобы, как праведному Судии, вознаградить достойных и наказать недостойных? Итак, помышляя о сем, объемлюсь страхом; члены мои приходят в совершенное изнеможение, глаза от страха проливают слезы, голос оскудевает, уста цепенеют, язык прилипает к гортани, помыслы умолкают. Любовь принуждает меня говорить для вашей пользы, а страх удерживает меня и предписывает молчать; потому что страх мой велик и безмерен.

Подобных великих и страшных чудес не было от начала твари, и не будет во все роды. И ныне нередко, если внезапно сильнее блеснет молния или прогремит гром, то всякого человека приводят они в ужас, и все склоняются к земле. И если ужасают нас сии маловажные явления, то как стерпим голос трубы, трубящий с небес звучнее всякого грома и пробуждающий всех почивших от века, и праведных и неправедных. Тогда кости рода человеческого во аде, услышав голос трубы, потекут со тщанием, и каждая будет отыскивать свой состав. Когда увидим, что востает все человеческое естество, каждый с места своего, и все от концов земли собраны пред судилищем: кто вынесет такой страх и трепет? Ибо великий Царь, имеющий власть над всякою плотию, повелит, и тотчас отдадут и земля своих мертвецов, и ад своих мертвецов. И что растерзал зверь, истнила рыба, расхитила птица, все предстанет как бы во мгновение ока, и не погибнет и один волос. О, как перенесем мы, братия, когда увидим огненную реку, которая, подобно свирепому морю, поядает горы и холмы и сожигает всю вселенную и все дела в ней. Тогда, возлюбленные, от огня сего реки иссякнут, источники исчезнут, море высохнет, звезды спадут с неба, солнце померкнет, луна превратится в кровь, небо свиется как свиток. Когда увидим, братия, посланных Ангелов, которые текут со тщанием, и от краев неба до краев его собирают избранных рабов Божиих; когда увидим, по обетованию Господню, небо новое и землю новую: как перенесем сие, христолюбцы? Когда увидим уготованный страшный престол, когда увидим Сына человеческого, явившегося на небе, и животворящий крест, озаряющий концы земные, когда все увидят на высоте явившийся сей царский Его скипетр: тогда каждый узнает, что в след за ним явится Царь царствующих. В час тот каждый будет размышлять, как встретиться ему с Судиею, и, сознав свои грехопадения, станет нагим и открытым, ожидая приговор, какой выйдет на него. Ибо каждый тогда увидит пред лицом своим стоящие дела свои, и добрые и худые. Тогда шедшие путем тесным и узким и все искренно покаявшиеся, все милостивые и странноприимные будут стоять в веселии с великою радостию, ждуще блаженнаго упования и явления великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит.2:13). Ибо идет Он возвеселить подвизавшихся во бдениях, молитвах, постах и милостынях. Идет возвеселить плачущих. Идет возвеселить и возвысить обнищавших ради имени Его, не любивших ни мира, ни мирских приятностей, но все оставивших и Ему единому служивших и последовавших. Идет не с земли, но с неба, подобно страшной молнии. Тогда будет великий вопль; возопиют и скажут: се Жених грядет: се приближается Судия; се открывается Судия судей; се грядет Бог всяческих судить всю вселенную и воздать каждому по делам его. Тогда, братия мои возлюбленные, от вопля сего содрогнутся и утроба земли от концов и до концов ее, и море, и все бездны. Тогда будут страх и теснота, и исступление обымет всякого человека от вопля сего и от звука труб, и от страха и чаяния того, что грядет на вселенную. Тогда Силы небесные подвигнутся. Тогда потекут ангельские воинства, и с ними архангельские лики, Херувимы и многоочитые Серафимы, с крепостию воскликнут: Свят, Свят, Свят, Сый, и Иже бе, и грядый, Вседержитель (Апок.4:8. 1:8). Тогда вся тварь, на небе и на земле и под землею, с силою возопиет: благословен грядый Царь во имя Господне! Тогда разверзутся небеса, и откроется Царь царствующих, подобно страшной молнии, с великою силою и несравненною славою. И узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная (Апок.1:7). Тогда небо и земля обратятся в бегство, как предвозвестил Иоанн, говоря: видех престол велик бел и Седящаго на нем, Его же от лица Его бежа небо и земля (20:11). Тогда сядет на престол славы Своея, как Сам изрек, и соберутся пред Ним вси языцы (Мф.25:31.32).

Найдется ли же душа, у которой бы достало твердости, когда поставлены будут престолы, и Судия воссядет, и книги разгнутся? Тогда увидим несчетные ангельские силы, в страхе предстоящие окрест. Тогда дела каждого прочитаны будут пред Ангелами и человеками. Тогда исполнится пророчество Даниилово, который говорит: аз Даниил зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе. Одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста, престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящ. Река огненная течаше пред Ним: тысящя тысящ предстояху Ему, и тьмы тем служаху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:9.10). Велик страх, братия, в оный час, в который будут написаны дела наши и слова наши, и все, что сделали мы в этой жизни, и о чем думали, что может быть и скрыто это будет от Бога испытующего сердца и утробы; написаны будут все наши дела и помышления всех, худые и добрые. О сколько слез нужно нам для того часа, и мы нерадим! Ибо слезами можно человеку изгладить написанные в тех книгах вины; иному же можно сделать сие и милостынею. О как будем тогда воздыхать и жалостно плакать, когда очами своими увидим неизреченное небесное царство, когда увидим открывшиеся страшные мучения! Среди же всего этого человеческий род от первозданного Адама до родившегося после всех; увидим, что все поклоняются, припадая к земле лицом! Тогда исполнится слово написанное: живу Аз, глаголет Господь: яко Мне поклонится всяко колено небесных, земных и преисподних, исповестся всяк язык (Рим.14:11).

Тогда, братия мои возлюбленные, все человечество, находясь между царством и осуждением, между жизнию и смертию, между радостию и нуждою, и все, зря долу, и не смея возвести очей, будут стоять пред судилищем допрашиваемые и строго испытываемые, особливо же мы, которые жили в нерадении. И видя сие, размыслят о всех своих деяниях. И каждый увидит собственные дела свои, худые и добрые. И у кого есть добрые дела, те с радостию приблизятся к судилищу, в надежде получить венец. Если же кто, имея на себе тяжкие грехи, преселится из жизни не раскаявшись, то, видя их тогда стоящими пред ним, обличающими и осуждающими его, с болезнию скажет: "для чего я бедный не боролся с ними, но погубил время, забавляясь и сам служа забавою? Почему не покаялся? Зачем не миловал? Зачем завидовал брату своему, ненавиствовал, злословил и не мирился? Эй, эй, поступал я как безумец. Слышал я и о мучениях, слышал и о сем страшном дне: для чего же не покаялся пред Вземлющим грех мира, но провел годы свои в обольщении; видя постников и молитвенников, насмехался? Они предстоят веселые, прося себе наград у Судии. Что же я буду делать? Время покаяния миновалось".

Размышляя о сем сами с собою, услышат они страшный глас Судии, Который воскликнет и скажет: "покажите дела, и примите награду. В тот час подвигнутся все чины человеческие, архиереи, иереи, диаконы и все чины церковные, как сказал Апостол: встанет кийждо во своем чину (1Кор.15:23), воздать славу Господу. Тогда поколеблются от страха властелины, мудрые и богатые; потому что настал час, в который дело каждого сделается известным и Ангелам и человекам, и каждый пожнет, что посеял.

Увы, братия мои христолюбивые, желаю сказать, что будет после сего, и медлю от страха, слезы льются, и прихожу в кружение: потому что повествование ужасно. Тогда, христолюбцы, на каждом из нас будет осмотрена печать христианства, какую принял он на себя с крещением в святой и вселенской Церкви. И у каждого потребуется отчет, как хранил он веру неоскверненною, печать несокрушенною, и хитон неочерненным, и то прекрасное исповедание, какое дал при многих свидетелях: "отрицаемся сатаны и всех дел его", не одного или двух, или пяти сатанинских дел, но всех дел диавольских. Итак в сем прекрасном отречении потребуют у нас отчета в тот час. И блажен, кто сохранит его, как обещал. Ибо в едином речении отрекся от всякого худого диавольского дела: прелюбодеяния, блуда, убийства, нечистоты, лживого слова, зависти, воровства, раздражения, злопамятства, вражды, ссоры, празднословия, сквернословия, гордыни, неги, смеха, играния на гуслях, свиряния, пляски, гнева, любостяжательности, братоненавистничества. Сего и подобного сему отрекается всякий христианин в святой купели. В сем отречении потребуют у нас, братия, отчета в час тот.

Но желал бы я сказать и иное; правда, удерживают меня страх и болезнь, и я не в состоянии вымолвить того; однако ж скажу с воздыханиями и слезами; потому что это будет последнее, и невозможно повествовать о сем без слез. После того, как испытан будет каждый при Ангелах и человеках, и упразднены будут всякое начальство и власть, и все враги Божии положены к ногам Божиим; тогда наконец, как сказал Господь, разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф.25:32.33). Овец, у которых есть добрые плоды, которые знают доброго Пастыря, сохранили печать свою несокрушенною, последовали за своим пастырем, сказавшим: идите в след за Мною, не осквернили веры с еретиками, - таких овец поставит одесную Себе. А козлищ, т.е. бесплодных, всех, которые огорчали Пастыря, паслись вместе с еретиками и осквернили святую веру, которые скакали, роскошествовали, ликовали и, собрав себе горе, преселились из жизни лишенные всякого доброго дела и исполненные всяким грехом, - сих видя Господь, в час тот отвратит от них очи Свои. Тогда речет сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие (34). Приидите сыны света, наследники Моего царства; приидите ради Меня алкавшие и жаждавшие, невозлюбившие мира, ни всего, что в мире; приидите ради Меня оставившие мир, сродников, друзей, родителей и чад; приидите, обитавшие в пустынях, на горах, в вертепах и в пропастях земных; теперь обитайте с Ангелами на небесах. Тогда речет и сущим ошуюю: идите от Мене проклятии (41), ненавистные, безжалостные, братоненавистники и христоненавистники; вы не миловали, и не будете помилованы; вы не слушали Моих пречистых Евангелий и блаженных учеников, и Я не услышу вас; вы роскошествовали на земле, восприяли благая в животе своем (Лк.16:25). Я каждый день вопиял вам в святых Моих Писаниях, и вы, слыша, посмевались читающим; и теперь говорю наконец: не вем вас, идите от Мене проклятии во огнь, вечный, уготованный диаволу и аггелом его. И идут сии в муку вечную (46).

Объявляю же вам, братия мои, и о различии мучений, как слышали мы в Евангелии. Итак есть тма кромешняя (Мф.8:12); а из сего видно, что есть и внутренняя. Геена огненная (5:22) - иное место; скрежет зубом (13:42) - особое место; червь неусыпающий (Мк.9:48) - иное место; езеро огненное (Апок.19:20) - другое место; огнь неугасающий (Мк.9:43) - особая страна; река огненная - другое место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехопадений своих. И как есть разности в грехах, так есть разности в мучениях: то есть, иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пияница. А которые осквернили себя ересью, те услышат: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10). У кого между собою вражда, и не примирились они в жизни, те найдут себе неумолимое осуждение. И братоненавистники отосланы будут в тму кромешнюю, как возненавидевшие Христа, сказавшего: любите друг друга, прощайте друг другу согрешения. Горе любителю блуда, прелюбодею, пиянице! Горе волхвам и прорицателям, и пиющим вино с тимпаны и лики! Горе соглашающимся на еретические хулы! Горе ругающимся над божественными и священными Писаниями! Горе погубившим время покаяния в рассеянности и смехе! Они будут искать, и не найдут времени, которое худо расточили; со слезами и великим сетованием будут вопиять и не найдут помилования. Горе оправдывающим нечестивого даров ради! Горе похищающим чужое! И скажу короче: горе всем поставленным ошуюю! потому что помрачатся, вострепещут и поскрежещут зубами, когда услышат: не вем вас. Тогда наконец с великим страхом будут изгнаны из приводящего в ужас судилища и преданы в руки смерти, да упасет я, как написано (Пс.48:15). Болезненно повествование о том трепетном и страшном часе, братия мои христолюбивые. Увы, братия, кто осмелится описывать сие? Или кто терпеливо выслушает сию страшную повесть? Кто хочет проливать слезы, те да приступят, и да выслушают, что ожидает нас. И не будем нерадеть о своем спасении.

Тогда разлучены будут епископы с соепископами, пресвитеры с сопресвитерами; тогда разлучены будут жалкою сею разлукою иереи с иереями, диаконы с содиаконами, иподиаконы и чтецы с подобными им; тогда разлучены будут некогда царствовавшие, и восплачут как младенцы, и уподобятся четвероногим; тогда воздохнут властители, посмотрят туда и сюда, и не найдут помощника, потому что и золота не видно там, и льстецы не стоят перед ними. Тогда разлучены будут жившие в нерадении монахи, возненавидевшие, правда, мир, но думавшие о мирском. Тогда разлучены будут родители с детьми, отец и сын, матерь и дочь, друзья с друзьями, родные с родными. Тогда разлучены будут жалкие супруги, не сохранившие ложа нескверным. Но многое в описании прейду молчанием; потому что страх удерживает меня от повествования о сем. Тогда изгоняемых будут бить и толкать немилостивые ангелы; а они, часто обращая взоры назад, станут скрежетать зубами и приблизятся к тому неприятному месту, где опять будут разлучены на мучения всякого рода. Тогда видя решительный о себе приговор, между тем как никто за них не ходатайствует, нет им ни послабления, ни надежды возвратиться назад, - тогда, громко рыдая, скажут: "О, сколько времени погубили мы, прожив в нерадении! Как насмеялся над нами суетный мир! Почему, видя других подвизающихся, сами мы не подвизались? Почему, слушали мы св. Писания, и смеялись, издевались над читающими их? Там Бог глаголал в святых Своих Писаниях, и мы не внимали; теперь вопием мы, и Он отвращает от нас лице Свое. Какую пользу доставили нам мирские приятности? Где отец, родивший нас? где матерь, чревоболевшая нами? где дети? где друзья? где богатство? где народная молва и ужины? где многолюдные и безвременные стечения? где родные и знакомые? где цари и властелины? где мудрецы и витии? Почему от всего этого никакой нет пользы нам несчастным?"

Тогда видя, что совершенно оставлены они и Богом и святыми, с воздыханием и горькими слезами скажут: "Простите, святые и праведные, с которыми разлучены мы! простите, друзья и родные! простите отцы и матери! простите, сыновья и дочери! простите, Апостолы, Мученики, Пророки Господни! прости, чин монашеский! Прости и Ты, Владычица Богородица, много ходатайствовавшая за нас, чтоб спастись нам, но мы не захотели покаяться и спастись! Прости и ты, честный и животворящи крест! Прости рай сладости, насажденный Господом! Прости, горний Иерусалим, мати первородных, не имеющий конца! Прости царство небесное! Простите, все вместе! Отныне не увидим уже никого из вас, потому что отходим на определенное нам мучение, которому нет ни конца, ни ослабы". Наконец, пойдет каждый в уготованное ему место, какое сам себе уготовал, не восхотев покаяться и избавиться от гнева и оной нужды.

Слышали вы, братия, что обретут себе ревностные и подвизавшиеся в жизни своей, и как нерадивые и не покаявшиеся будут посланы на тяжкие и нестерпимые мучения. Слышали вы о том страшном часе. И о сем часе святое Писание, от востока до запада, вопиет в церквах и говорит: приидите труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). И еще говорит: Аз есмь живот, воскресение и истина (Ин.11:25. 14:6). Итак, братия, возлюбим сей путь и сию истину, чтобы наследовать нам жизнь вечную о Христе Иисусе Господе нашем, потому что Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, с Безначальным Его Отцем и с Пресвятым благим и животворящим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 260-273. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение