страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
О правой жизни, девяносто глав

По сл. пер. Ч. II. Сл. 27.

  1. Желаешь ли правой жизни? Упражняйся в смиренномудрии; потому что без него правая жизнь невозможна.
  2. Путешественник, в начале потеряв дорогу, блуждает по чужой стороне: так и уклонившийся с пути смиренных не поставит кущи своей в селениях праведных.
  3. Все дела свои делай в смиренномудрии, во имя Спасителя нашего Иисуса Христа, и чрез это плод твой вознесен будет до неба. А гордыня подобна весьма высокому согнившему дереву, у которого ломки все сучья; и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты.
  4. Начало отступления в человеке - удаление его от смиренномудрия; оставленного же Богом, как Саула, давит лукавый дух (1Цар.16:14).
  5. А тяжким давлением почитай греховные узы и невозвратное погружение в волнах греха до самой смерти.
  6. Если рассмотришь внимательно; то найдешь, что сети у врага помазаны медом и сладостями, и желающий вкусить меда попадется в сеть.
  7. Не вожделевай такого меда, и не будешь уловлен сетию; сладость его любителей своих наполняет впоследствии желчью и горечью.
  8. Возлюби смиренномудрие, и никогда не впадешь в диавольскую сеть; потому что, воспаряя на быстрых крыльях, всегда будешь гораздо выше вражиих сетей.
  9. Если увидишь человека высокомерного, привлекательной наружности, в красивой одежде, окруженного толпою рабов; не завидуй и не смущайся, но воздержись мыслию, и чрез несколько времени увидишь его угасшим; потому что процвели и просияли те одни, которые жили по Божией воле.
  10. Соделавшиеся рачительными и благоугодными Господу не обращают внимания на привлекательное в жизни, хорошо зная, что все это, как цвет на траве, скоро увянет. А мы, нерадивые, как скоро увидим полноту в теле, румянец на лице, почитаем блаженным такого человека, хотя живет он в крайнем нечестии. В даль от себя бросили мы труженическую жизнь, не зная, какое достоинство в жизни подвижников; потому что целомудрие мы ненавидим и святыней гнушаемся.
  11. Не будем, братия, обращать внимание на детские игрушки, но изберем навсегда совершенную жизнь, чтоб не лишиться нам радости подвижников, и чтоб не предали нас вечному мучению.
  12. Блажен, утучненный благими надеждами и озаренный благими помышлениями; слава его велика и нескончаема.
  13. Будем стремиться к безмолвию, чтоб, видя свои прегрешения, постоянно нам смиряться и не воспитывать в себе подобного ядовитым животным помысла самомнения, или лукавства.
  14. Возлюбим безмолвие, чтобы иметь чистое сердце, и чтобы вверенный нам храм соблюлся неоскверненным от греховного растления.
  15. Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особливо если слезы проливаем безмолвно. Вопиять во услышание - знак человекоугодия; а кто молится с ведением и с верою, тот зрит пред собою Господа, так как о Нем живем и движемся есмы (Деян.17:28).
  16. Если окаменело сердце твое; плачь пред Господом, чтоб источил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностию сердца вопиют на небо.
  17. Кто насмехается над тружениками, тот отдает себя в рабы злокозненному, исполняя его гнусные хотения. Такой человек не найдет себе радости, уготованной рабам Господним.
  18. А ты, подвижник, всегда исполняй дела свои с ведением, да не дадим вину ищущим вины (2Кор.11:12).
  19. Горе немилостивому! горе обманщику! горе сластолюбцу! Их сретит горький ад. Из чревоугодия отдают себя они в рабы, и, чтоб в этой суетной жизни получить начальство и чины, уничижают Бога. Но внезапно пришла смерть, иссушила гортань, которою часто принимали дорогие яства, отняла начальство, из-за которого уничижали они Создавшего их: а наконец тела несчастных, как нечистота, брошены на землю, души же их отводятся в место свое.
  20. Видя приятности жизни, остерегайся, чтоб не увлекли тебя. Ибо в них сокрыта сеть смертная. Так и рыболов не пустую закидывает уду.
  21. Враг, как приманку на уде, употребляет в дело пожелания, чтоб ему, нечистому, всякую душу привести в зависимость от себя.
  22. Душа, которая прежде всех уловлена в волю врага, и для других душ делается сетию, услаждая еще не изведавших горечи змия. Так пойманный рябчик делается приманкою для не попадшихся еще в тенета. Ибо ловец, посадив его, разлагает вокруг тенета, и ими уловляет летающих на свободе.
  23. Упражняйся в добродетели, не приходя в уныние от трудов; потому что без трудов не познается добродетель.
  24. Во время трудов возводи душевное око горе; и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться от трудов.
  25. Неутомимо предайся труду, чтобы избежать тебе утомительности суетных трудов; потому что труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели.
  26. Для Бога терпи скорби настоящей жизни, и не напрасно будешь водиться упованием святых; а иго врага приносит с собою печаль, от которой родится смерть.
  27. Трудящиеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся с ведением, чтоб близ себя не иметь обличения. Но падение их в подвижниках благочестия показывает людей достойных венца.
  28. Упражняйся в смиренномудрии, чтоб не утратить плода добрых дел. А если отринешь оное, то и сам будешь причтен к трудящимся всуе.
  29. Хочешь ты стать руководителем души? Отвсюду приведи себя в безопасность, как человек благоразумный, чтоб не погрязнуть тебе в сластолюбивых помыслах и не потерпеть крушения в пристани.
  30. Если хочешь, чтоб пристань была безопасна, огради ее твердыми оплотами, которые бы не вдруг поколебались от бури страстей; иначе пристань обратится в место крушения.
  31. Не навязывай якоря к якорю, пока остается в тебе что-либо легкое, чтоб не могли увлечь тебя страсти. Кто хочет вытащить упадшего в яму, тот должен взяться за дело с мужественным духом, чтоб якорь, опущенный к упадшему, и самого не увлек в ту же пропасть. Ибо слова страстные, как скоро найдут себе место, как крючьями, влекут душу вниз.
  32. Всегда избегай вредных сходбищ, и душа твоя будет наслаждаться тишиною.
  33. Посмешищем бывает тот монах, который не с духовным благоразумием исправляет все дела свои. Ибо разум требует, чтобы все мы были, чисты и мудры.
  34. Если еще не сильно распален ты Духом Святым: то не желай выслушивать чужие помыслы. Ибо найдешь в них двойную против себя брань, во-первых, от того, что душа развращается воспоминанием слышанного, а во-вторых, от того, что встретишь противление вверившемся, если мужественная душа не низложит страстей крестоносною силою. Такой человек, когда по нерадению, снова впадет в те же страсти, как на врага смотрит на избранного им в наставники; а последний, если будет благоразумен, даст заметить вверившемуся, что все им забыто.
  35. Если у кого в доме есть голубь, и он, нашедши открытое окно, улетит из дому; то не палкой, или камнем, загоняет его назад, но насыпав семян, таким благоразумным средством хочет приманить его. Гораздо более благоразумия и опытности нужно тому, кто вознамерился очистить скверну помыслов!
  36. Если пользуешься чтением; то ищи неразительного только и витиеватого, и не на этом останавливай свое внимание; иначе бес самоугодия поразит сердце твое. Но, как мудрая пчела собирает с цветов мед, так и ты чрез чтение приобретай врачевства для души.
  37. Как человек тщеславный, будучи скуден достоянием, если и примет на себя имя царя, не будет еще царем: так не подвижник еще монах, который тайно ест, а за братской трапезой лицемерно выдает себя постным и воздержным. Он готовит паутинную ткань и идет не правым путем святых, но путем человекоугодников.
  38. Если отрекся ты от мира; то позаботься о деле своем, чтоб добыть тебе искомую жемчужину. Ибо иные, отрекшись от мира, удалились от мирской жизни, и одни оставили военную службу, другие расточили свое богатство, но напоследок, водимые собственною волею, пали; так как всего бедственнее управляться собственною волею, а не жить по изволению Божию. Они сделали вид, что главными вратами удаляются от всего житейского, но опять воротились к житейскому потаенною дверью.
  39. Так сыны Израилевы, по исшествии из пещи железны (Втор.4:20), по переходе чрез Чермное море, насладившись такими великими дарами, поелику водились собственною своею волею, потерпели крушение на суше; и из великого множества перечисленных спаслись только двое, которые не преогорчили слова Господня, и свято соблюли волю Всевышнего.
  40. Отрекшиеся от мира не имеют ничего общего с миром. Они, если и во главе поставлены, ведут себя, как не начальствующие; а если и низложены, не изменяются в мыслях. Отвлекаемые же от благочестивого помысла склонны к удовольствиям мира, и подвизаются уже не ради добродетели, но свергнув с себя иго ее, ревностно созидают, что прежде сами прекрасно разрушили. Так самая честная дева, не выходящая из терема, если растлит свои чувства, потеряв стыд, не краснея пускается на дела непозволенные, ни Бога не боясь, ни людей не срамясь. Но не избегнет за сие Божиих рук. Ибо когождо дело день явит: зане огнем искусится (1Кор.3:13).
  41. Блажен, кто делами проповедует добродетель. А если говоришь свойственное добродетели, делаешь же противное ей, то сие не спасет; а равно не получить победной награды, кто рассуждает о целомудрии, поступает же дурно.
  42. Не смущайся мыслию, когда видишь, что сластолюбцы небоязненно выполняют угодное им. Цвет их исполнен зловония; но цвет любителей добродетелей озарен светом и исполнен благовония. Посему держись добродетели, чтобы дивились тебе и преданные изнеженным и распутным забавам. Ибо если и не хотят делать сего явно, то сами в себе ублажают подвижников добродетели.
  43. Когда видишь людей, отличающихся рачительностью к нечистой любви; не дивись им, и да не обольщает тебя доброцветная кожа, которая вскоре превратится в прах; но вздохнув в себе, воспой, говоря: Помяни, Господи, яко персть есмы. Человек яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет: яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его (Пс.102:14-17). И в таком случае, по благодати Божией, не будешь пленником лукавого.
  44. Усердно молись Господу, чтоб даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого, как бежит иной, видя, что за ним гонится зверь, или как преследуемый человеком с горящим пламенником переходит из дома в дом, чтоб не опалил его огонь.
  45. Как нельзя не трудясь купить себе за деньги грамотность или искусство; так невозможно сделаться монахом без рачительности и усердного терпения.
  46. Как голова предпочтительнее для тебя всех членов тела твоего, и если занесены на тебя камень, или палка, или меч, то подставляешь прочие члены тела, только бы отвести удар от головы, зная, что без головы невозможно и жить в этой жизни. Так пусть будет для тебя всего предпочтительнее вера в Святую и единосущную Троицу: потому что без сей веры невозможно никому жить истинною жизнью.
  47. Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставить без призрения работающих Ему.
  48. Египтянка желала обольстить боголюбивого Иосифа, и насильственно влекла его к исполнению развратного намерения; но юный оросил душу свою памятованием о Вседержителе, чтоб не воспламенилась она беззаконным огнем, и оградил чувства, чтоб не дать места чуждым помыслам и не сделаться пленником бесстыдной женщины. Ибо всегда взирал на нее, как на сеть смертную, и претерпев искушение, соделался он увенчанным и царем Египта.
  49. Беззаконники в Вавилоне думали восстать на праведную душу, чтобы гнусным образом очернить ее; но, имев помощником всевышнего Бога, она легко низложила их. Составив же совещание, как полагали, против блаженной, не знали сии суемудрые, что на оном сами услышат себе смертный приговор; потому что не даст Себя на поругание неусыпное Око.
  50. Пойдем, братия, путем тесным и скорбным, чтобы, соделавшись досточестными, иметь нам хранителем своим Бога.
  51. Жемчужины сберегаются всегда в самых внутренних сокровищницах; а негодное выкидывается, как гной, даже на улицу.
  52. Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобою худо, то вини больше себя, нежели другого. Ибо тебе стыдно своих дел, так что не можешь от другого слышать и одного о них рассказа, не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь, чтобы не делать худого. Ибо смрад дает о тебе разуметь, что сам ты злоумышляешь на душу свою.
  53. Очисти себя покаянием от недозволенных дел, и не будет устрашать тебя укоризна злоречивого.
  54. Греху воспротивься, делатель жизни, и не бойся встретившегося искушения; потому что испытание не повредит мужественному подвижнику.
  55. С помощью Божественного огня должны мы противиться огню. Кирпич, пока не обожжен, бывает не тверд и ломок, а когда побывает в огне и примет обжигу, делается преградой огню и воде. Как вода держится в глиняном сосуде, так и печь удерживает в себе пышущий пламень; сама же печь делается из кирпича.
  56. Будь и ты в искушениях и скорбях и противься распаляющему тебя сластолюбию, чтоб и тебя, как необожженный кирпич, не размыли дождевые капли, и чтоб не оказаться тебе неимеющим той твердости, какую думаешь иметь.
  57. Признавай добрым не то, что по твоему мнению сделано хорошо, но что засвидетельствовано благочестивыми мужами.
  58. Слушай Господня гласа, чтобы Господь помог тебе, и наложил руки Свои на оскорбляющих тебя, и смирил врагов твоих, и чтобы тебе, преслушав оный, не услышать: отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих (Пс.80:13).
  59. Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа, и по милости Божией, сокрушишь главу змиеву. Но пока легко предаешься своей воле, до тех пор, знай это, далек ты от совершенства. А в какой мере отстоишь от совершенства, в такой же мере имеешь нужду во вразумлении и учении.
  60. Терпи скорбь о Господе, чтоб объяла тебя радость. Перенеси труд, чтоб получить обильную награду. Каменосечец, обтесывающий камни, и кузнец, выковывающий железо, получат за сие награду.
  61. Кто бежит с битвы, тот не завладеет военной добычей; и кто бегает вразумления, тот не разделит жребия с разумными.
  62. Взойди на высоту, и увидишь, что все земное низко и ничтожно; а если сойдешь с высоты, то надивишься и малому выбеленному дому.
  63. Утвердись в ведении, делатель благочестия, и оно понесет тебя вместо колесницы, и предохранит от многих преткновений: ибо не поступит любителю своему сказать или сделать что-нибудь ко вреду слушающих.
  64. Это - благоухание ведения в человеке, если во всяком случае винит он самого себя, и, виня себя, не осуждает другого, впадшего в ту же погрешность.
  65. Из двоих провинившихся рабов, которые заключены под стражей за одинакий проступок, конечно тот не сознателен, который укоряет своего товарища.
  66. Не смейся и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтоб самому не впасть в искушение. Ибо у кого сердце омрачено бурею помыслов и побеждено страстями, тот и человека не стыдится, и Бога не боится. Если он властелин; то небоязненно делает зло. Если же немощен и беден, то, предавшись грубости своего нрава, без стыда также поступает дурно.
  67. Не будь небрежным сластолюбцем, но слушай, что взывает священный певец: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия. А праведницы да возвеселятся (Пс.67:1-4).
  68. Дана тебе келлия, монах: молись чаще с смиренным сердцем, как три отрока в пещи огненной, и не делай из себя вертепа разбойников, предаваясь делам недозволенным, чтоб не постыдиться в день суда, когда откроются тайны человеческие.
  69. Кто не радив во время жатвы, у того дом не будет в обилии. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения праведных.
  70. Наступает для нас время, братия, исполненное страха и трепета, в которое откроется, что сделано нами и в тайне и во тьме. И горе душе, которая не имеет помощником Господа!
  71. Примемся, братия христолюбивые, подумаем о кончине каждого из нас, как мы ведем себя в этой суетной жизни. Ибо суетен тот, кто проводит время с прожившими в суетах. Но блаженны те, которые в этой жизни занимались доброю куплею.
  72. Богатый человек, открывая плавание при благоприятном ветре, разлегшись на ковре, смотрит на всех с высока, ожидая наслаждений. Пред ним повара готовят снеди; за ним отряд воинов. Но нашла вдруг буря, взволновала море, сокрушила корабль, и он один выброшен волнами на необитаемые острова, наполненные дикими зверями, вопиет и жалуется, и никто его не слышит; бьет себя по лицу, мечется и каждый час ждет себе смерти. Этот недавний горделивец истаевает от голода и страха, томится жаждой, и нет утешающего. То же и с нами нерадивыми бывает на земле. Когда предаемся забавам в суетной жизни, приходит внезапно смерть, похищает нерадивого и ввергает его в те страшные места, где будут мучиться все грешные, отвергавшиеся всегда Владыки своего.
  73. Пока мы в безопасности, подумаем, в каком будет страхе выброшенный волнами на необитаемую землю, не имея вовсе ни от кого утешения; рассудим также, в каком будет страхе грешник, ввергнутый в место мучения.
  74. Воздыхает сердце мое, и глаза мои вожделевают слез, но грех мой содержит в плену мой ум, чтоб не пришел я в сокрушение, и не стал с горькими слезами умолять Господа, не ввергать меня во тьму кромешнюю.
  75. Избавивший народ Свой из руки Фараоновой и из пещи железны (Втор.4:20) и Спасший его Чермным морем, избавь и нас от беззаконий наших, чтоб обрести нам благодать пред Тобою, когда будешь судить живых и мертвых.
  76. Пока есть у нас силы, поработаем Господу в правоте сердца, чтобы во время скорби иметь Его своим помощником, избавляющим нас от великих бед.
  77. Работающих Ему с чистым сердцем прославит Он несравненною славою; потому что славе святых нет конца.
  78. По Божию повелению кит поглотил Пророка Иону, и как бы в некоей сокровищнице сохранялся Пророк во чреве китовом. Понре глава его в разселины гор, и обыде его бездна последняя. Сниде в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии. И там вопиял в молитве, говоря так: да взыдет из истления живот мой, Господи, Боже мой (Ион.2:6.7). Молитва сия проторгла бездну, рассекла воздух, достигла до неба и вошла во уши Господу; лучше же сказать, Сам Господь, наполняющий вселенную, не далек был от искреннего Своего служителя.
  79. Бог повелел киту, и изблевал он Пророка. И, как бы сошедши с корабля, пошел Пророк на проповедь.
  80. Грешные скрежещут зубами на праведных. Приходят искушения: преподобные увенчиваются; посрамляются же нечестивые, умышлявшие зло на святых Божиих.
  81. Гоним был некогда Илия Фесфитянин лукавою женщиною. Но Господь велел птице препитать Пророка, а грешников постиг страшный голод.
  82. На огненной колеснице восхищен пророк Илия: а беззаконная Иезавель, свергнутая на землю с высоты дома своего, пожрана на городских улицах.
  83. Беззаконные, не терпя слышать слово богочестия, бросили Пророка Иеремию в ров тинный. Услышал же о дерзости их Авимелех мурин; и поелику был бел душою и сиял верою, то обличал царя в беззаконии, получил позволение, извлек Пророка и сподобился благословения (Иер.38:39).
  84. Восстали притеснители на тех, которые притесняли всегда Пророков Божиих, и народ еврейский предан в руки врагов. Но увидели враги Пророка Божия и освободили его от оков, принеся ему дары; потому что усмотрели в нем великое благочестие. Как идущий со светильником светит тем, которые вместе с ним: так светит и добродетель, которая всегда носит с собою славу.
  85. Нечестивые ввергнули Пророка Даниила за богочестие в ров ко львам, чтобы пожрали его; и не знали беззаконные, что делают сие к собственному своему посрамлению. Но Господь, рукою Аввакума и чрез святого Ангела, послал обед верному служителю Своему. Дикие же звери, видя Пророка посреди себя, с покорностью преклонились пред ним, потому что сила небесная заградила уста львов, и они не коснулись праведника.
  86. Извлекли Пророка из среды зверей, и обличилось отчасти нечестие их, когда увидели, что выходит он из рва, как жених из чертога, с сияющим лицом и озаряемый славою.
  87. Не без причины вторично усумнились Вавилоняне, что, может быть, больны стали дикие звери, и потому не едят человеческого тела. Ибо шесть дней провел избранник Божий среди седьми львов, и не оказалось на нем никакого повреждения. В седьмый же день пришел царь оплакать праведника, но наклонившись ко рву, видит, что сидит он среди львов, как пастырь среди своих овец. Посему не без причины усумнились неверные в спасении его. Но когда брошены были в львиный ров враги праведника, тогда увидев, что они разорваны на части, и что кости их сокрушены, пришли наконец в крайнее удивление и громко воскликнули: велик еси, Господи, Боже Даниилов (Дан.14:41)!
  88. Три отрока с Азариею, не поклонившиеся златому образу, крепко связанные, ввергнуты в разжженный пламень. Но огонь не смел опалить волос их; исходящий же из пещи пламень пожег воспаливших оный.
  89. Размышляя о сем, искренние мои, да не окажемся не благоискусными во время искушений; потому что терпение в искушениях возвеличивает всегда боголюбцев.
  90. Пока есть у нас силы, поработаем Господу со страхом, с правым сердцем, и с добрым произволением, чтобы во время искушения, оказав помощь нашей немощи и соделав нас венценосцами, ввел Он нас в царство Свое. Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 67-79. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение