страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа

Нива веселит нас жатвою, виноградник плодами для вкушения; а Писание - животворным учением. Но в одно время года бывает на ниве жатва, и в одно время года в винограднике собирается виноград; Писание же, всегда читаемое, всегда источает животворное учение. Нива по окончании жатвы, не то уже, чем была прежде; виноградник, по обрании винограда, теряет свою цену: в Писании же ежедневно собирай жатву, и класы в нем для толкователей не оскудевают; ежедневно собирай виноград, и грозды обретаемого в нем упования не истощаются.

Итак приблизимся к этой ниве, насладимся и произрастающим на сих животворных браздах; пожнем на ней класы жизни, словеса Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ученикам Своим: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго грядуща во славе Своей. И по днех шестих поят Симона Петра и Иакова и Иоанна брата его на гору весьма высокую: и преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет (Мф. 16:28. 17:1.2).

О тех самых сказал, что не вкусят смерти, пока не увидят образа пришествия Его, которых взяв возвел на гору, и которым показал, каким образом придет в последний день во славе Своего Божества и в теле Своего человечества. Возвел же их на гору, чтобы показать им, кто Сын, и Чей Сын. Ибо когда спросил их: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго? они отвечали ему: инии Илию, друзии же Иеремию, или единаго от пророк (Мф.16:13.14). Посему возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илиин, и также не Иеремия, но освятивший Иеремию в чреве матернем; и не один из Пророков, но Господь Пророков, пославший их. Показывает им, что Он Творец неба и земли, что Он Господь живых и мертвых; потому что повелел небу, и низвел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея.

Возвел их на гору, чтоб показать им, что Он - Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца, и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся, Ему только ведомым образом, безсеменно и неизреченно, сохранивший девство не растленным. Ибо там, где хочет сего Бог, побеждается чин естества. В самую утробу Девы вселился Бог-Слово, и огнь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении девятимесячного времени. Вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись гнилостью естества. И из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас.

Возвел их на гору, чтоб показать им славу Божества, и дать им знать, что Он - Искупитель Израиля, как объявил чрез Пророков, и чтоб не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его, как человека, и не разумели, что Он Бог. Знали Его, как сына Мариина, как человека, жившего с ними в мире. И на горе дал им разуметь, что Он - Сын Божий и Бог. Видели, что Он вкушал и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот; все же это приличествовало не Божественному естеству Его, а только человечеству. И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном, и показал им, что действительно Он - Сын Божий и Бог.

Возвел их на гору и показал им царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтоб, когда будет взят и распят Иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру.

Возвел их на гору и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в сей славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой приял Он славу сию, как нуждавшийся в славе; но что прежде веков принадлежала Ему слава со Отцем и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Ин.17:5).

И так сию славу Божества Своего, невидимую и сокровенную в человечестве, показал Апостолам на горе. Ибо видели лице Его блистающим подобно молнии, и одежды Его белыми как свет. Два солнца увидели ученики: одно на небе обыкновенное, а другое необыкновенное; - одно видимое ими и озаряющее мир на тверди, другое им одним являющее лице свое. Одежды же Свои показал белыми, как свет, потому что из всего тела Его истекала слава Божества Его, и во всех членах Его сиял свет Его. Не как у Моисея, не одна внешность плоти Его просияла благолепием, но из Него изливалась слава Божества Его, из Него восходил свет Его и в Нем сосредоточивался, не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, не со стороны приходил к Нему, чтоб украсить Его, и не был для Него заимствованным. Но не всю пучину славы Своей показал им, а в какой мере могли вместить зеницы очей их.

И явистася им Моисей и Илиа, с Ним глаголюща (Мф.17:3). Беседа их с Ним была следующая: свидетельствовали Ему благодарение, что пришествием Его исполнились слова их и всех Пророков. Воздавали ему поклонение за спасение, какое соделал миру, то есть, человеческому роду, и за то, что исполнил самым делом тайну, которую описывали они.

В сем восшествии на гору была радость Пророкам и Апостолам. Радовались Пророки, увидев Его человечество, которого не знали; радовались Апостолы, увидев славу Его Божества, которого не разумели. И, услышав глас Отца, свидетельствующий о Сыне, познали из оного Его вочеловечение, которое было для них не ясно. А вместе с гласом Отца уверяла их в этом явившаяся слава тела Его, от неизменно и неслиянно соединенного с ним Божества. И запечатлелось свидетельство троих гласом Отца, также Моисеем и Илиею, которые предстояли Ему, как рабы.

И взирали друг на друга, Пророки на Апостолов, Апостолы на Пророков. Увидели там, друг друга, началовожди завета ветхого началовождей завета нового. Святый Моисей увидел освященного Симона. Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн; другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник ветхого завета увидел девственника завета нового, Илия - Иоанн, восшедший на колесницу огненную - припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих заветов; один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его.

Петр сказал: добро есть нам зде быти, Господи (17:4). Что говоришь ты, Симон? Если здесь останемся; кто исполнит слово Пророков? Кто запечатлеет вещания проповедников? Кто совершит таинства праведных? Если здесь останемся: на ком Исполнится сказанное: ископаша руце Мои и нозе Мои (Пс.21:17)? Кому будет приличествовать это: разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (19)? С кем сбудется сие: даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта (Пс.68:22)? Кто подтвердит это: в мертвых свободь (87:6)? Если здесь останемся, кто раздерет рукописание Адамово? Кто оплатит долг его? Кто обновит на нем одеяние славы? Если здесь останемся, как будет все, то, что сказал Я тебе? Как созиждется Церковь? Как получишь от Меня ключи царства небесного? Кого будешь вязать? Кого будешь разрешать? Если здесь останется, без исполнения останется все сказанное Пророками.

Еще сказал Петр: сотворим зде три сени, Тебе едину, Моисеови едину и едину Илии (ст.4). Симон послан созидать Церковь в мире, и вот творит сени на горе; потому что все еще человечески смотрит на Иисуса и ставит Его в ряд с Моисеем и Илиею. И Господь тотчас показал ему, что не имеет нужды в его сени; потому что Он отцам его в пустыне в продолжении сорока лет творил сень облачную. Ибо еще им глаголющим, се облак светел осени их (ст.5). Видишь, Симон, сень, устроенную без труда, - сень, которая преграждает зной и не производит тени, - сень, которая молниеносна и светла.

Когда ученики дивились, вот услышан из облака глас от Отца, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (ст.5). После гласа от Отца, Моисей возвратился в место свое, и Илия возвратился в область свою, и Апостолы пали лицом на землю: и Иисус стал один, потому что на Нем одном исполнился оный глас. Бежали пророки, пали на землю Апостолы; ибо не на них исполнялся глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте. Отец учил их, что домостроительство Моисеево исполнено, и должны слушать они Сына; потому что Моисей, как раб, говорил, что было повелено, и проповедывал, что было ему сказано. Также говорили и Пророки, пока не пришел Отложенный (Быт.49:10), то есть, Иисус, Который есть Сын, а не домочадец, Господь, а не раб, Властитель, а не подвластный, Законодатель, а не подчиненный закону. По Божескому естеству Сей есть Сын Мой возлюбленный. Что было еще не ясно для Апостолов, то Отец открыл им на горе. Сущий провозвещает Сущего, Отец объявляет Сына. При сем гласе Апостолы пали лицом на землю, потому что страшный был это гром; и от гласа его поколебалась земля, и они пали на землю. Глас показал им, что близок Отец, и Сын воззвал их Своим гласом, и воздвиг их. Как глас Отца поверг их, так воздвиг их глас Сына силою Божества Своего, которое вселялось в самой плоти Его, и неизменно соединено с нею; почему Божество и плоть пребывают в одной ипостаси и в одном Лице нераздельно и неслиянно. Не как Моисей благолепен был по внешности, но как Бог сиял славою. У Моисея поверхность лица его покрыта была благолепием; а Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славою Божества Своего.

И Отец воззвал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте, - воззвал о Сыне, неотлученном от славы Божества. Ибо Отец и Сын со Святым Духом - одно естество, одна сила, одна сущность и одно царство. И к одному вещал под невысоким именем, но в страшной славе. И Мария называла Его Сыном, по человеческому телу не отлученного от славы Его Божества. Ибо один есть Бог, явившийся в мир в теле. Слава Его возвещала о Божеском естестве, которое от Отца, и тело Его возвещало о человеческом естестве, которое от Марии; оба же естества сошлись и соединились в одной ипостаси. Единственный от Отца - единородный и от Марии. И кто разделяет в Нем естества, тот отделен будет от царства Его, и кто сливает их, тот лишен будет жизни Его. Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его; и кто отрицает, что носил Он безгрешную плоть, тот не получит спасения и жизни, даруемой чрез тело Его. Самые дела свидетельствуют и Божеские силы Его научают рассудительных, что Он истинный Бог. А страдания Его показывают, что Он истинный человек.

И если слабые разумением не удостоверяются, то понесут за сие наказание в страшный день Его. Если Он не был плотию, то для чего выведена на среду Мария? И если Он не Бог, то кого Гавриил именует Господом? Если не был плотию, кто возлежал в яслях? И если не Бог, кого славили снисшедшие Ангелы? Если не был плотию, кто обвит был пеленами? И если не Бог, кому поклонялись пастыри? Если не был плотию, кого обрезал Иосиф? И если не Бог, в честь кого шла по небу звезда? Если не был плотию, кого Мария питала своим млеком? И если не Бог, кому волхвы принесли дары? Если не был плотию, кого носил в объятиях Симеон? А если не Бог, кому говорил он: отпусти меня с миром? Если не был плотию, кого взяв Иосиф бежал в Египет? И если не Бог, на ком исполнилось сказанное: из Египта воззвах Сына Моего (Ос.11:1)? Если не был плотию, кого крестил Иоанн? И если не Бог, кому Отец говорил с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф.3:17)? Если не был плотию, кто взалкал и жаждал в пустыне? И если не Бог, кому служили снисшедшие Ангелы? Если не был плотию, кто зван был на брак в Кане Галилейской? И если не Бог, кто превратил воду в вино? Если не был плотию, у кого на руках положены были хлебы? И если не Бог, кто в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами напитал многие тысячи, кроме жен и детей? Если не был плотию, кто спал на корабле? И если не Бог, кто запретил ветрам и морю? Если не был плотию, с кем вкушал Симеон фарисей? И если не Бог, кто отпустил прегрешения грешницы? Если не был плотию, кто сидел у кладезя, утомившись в пути? И если не Бог, кто Самарянке дал воду живую и обличил ее, что имела пять мужей? Если не был плотию, кто носил человеческие одежды? И если не Бог, кто творил силы и чудеса? Если не был плотию, кто плюнул на землю и сотворил брение? И если не Бог, кто брением дал прозрение очам? Если не был плотию, кто плакал на гробе Лазаря? И если не Бог, кто повелительно заставил выйти из гроба четверодневного мертвеца? Если не был плотию, кто восседал на жребяти? И если не Бог, кому во сретение со славою выходили толпы народа? Если не был плотию, кого взяли Иудеи? И если не Бог, кто повелел земле и поверг их ниц? Если не был плотию, кто был заушаем? И если не Бог, кто исцелил и снова утвердил на своем месте урезанное Петром ухо? Если не был плотию, кто на лице свое принимал заплевание? И если не Бог, кто в лице Апостолам вдунул Духа Святого? Если не был плотию, кто предстоял на суде Пилату? И если не Бог, кто устрашил во сне жену Пилатову? Если не был плотию, с кого воины совлекли одежды и разделили их? И если не Бог, почему при кресте затмилось солнце? Если не был плотию, кто распят был на кресте? И если не Бог, кто поколебал землю в основаниях? Если не был плотию, у кого руки и ноги пригвождены были гвоздями? И если не Бог отчего раздралась завеса церковная, разсеялись камни, отверзлись гробы? Если не был плотию, кто воззвал: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф.27:46)? И если не Бог, кто сказал: Отче, отпусти им (Лк.23:34)? Если не был плотию, кто распят был на кресте с разбойниками? И если не Бог, кто сказал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43)? Если не был плотию, кому подавали оцет и желчь? И если не Бог, чей глас услышав содрогнулся ад? Если не был плотию, у кого ребра пронзены копием, и текла кровь и вода? И если не Бог, кто сокрушил врата ада, и расторг узы, и по чьему повелению вышли заключенные мертвецы? Если не был плотию, кого Апостолы видели в гробнице? И если не Бог, как взошел в затворенные двери? Если не был плотию, у кого осязал Фома язвы гвоздинные на руках и язву от копия в ребрах? И если не Бог, кому воззвал Фома: Господь мой и Бог мой (Ин.20:28)? Если не был плотию, кто вкушал на море Тивериадском? И если не Бог, по чьему повелению наполнилась мрежа? Если не был плотию, кого Апостолы и Ангелы видели вземлемым на небо? И если не Бог, для кого отверзлось небо, кому с трепетом поклонялись Силы, к кому вещал Отец: седи одесную Мене (Евр.1:13), как говорит и Давид: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс.109:1) и так далее? Если не Бог и человек, то ложно наконец спасение наше, ложны и вещания Пророков.

Но во истине пребыли Пророки, и не лживы их свидетельства. Что повелено им было, то и глаголал чрез них Дух Святый. Посему-то и непорочный Иоанн, припадший к персям Пламени, в подтверждение пророческих изречений, богословствуя в Евангелии, научил нас, говоря: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин.1:1.3.14). Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца единородный Сын, единосущный Отцу, Сущий от Сущего, предвечное Слово, рожденный от Отца без Матери прежде всех веков неизреченно - Сей самый в последок дней рождается от дщери человеческой, от Марии Девы без отца, рождается Бог воплощенный, понесши на Себе от нее заимствованную плоть, соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, и единородный от Матери.

Одного и того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно и неизменно, облекшимся в плоть, одушевленную словесною и разумною душою, и соделавшимся нам подобострастным во всем, кроме одного греха. Один и тот же есть земный и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и не созданный, страдательный и бессмертный, Бог и человек, в том и другом совершенный, один в два естества, и в двух один.

Одно лице Отца, и одно лице Сына, и одно лице Духа Святаго, одно Божество, одна сила, одно царство в трех Лицах или Ипостасях. Так славим Святую Единицу в Троице, и Святую Троицу в Единице. После того, как Отец воззвал с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того послушайте, приняла сие Святая Божия вселенская Церковь. О Сей Святой Троице крестит она в жизнь вечную, Ее святит равночестием, Ее исповедует нераздельно, неотлучно, Ей покланяется непогрешительно, Ее исповедует и прославляет. Сей триипостасной Единице - Отцу и Сыну и Святому Духу подобают слава, благодарение, честь, держава, величие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 50-59. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение