страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Слово умилительное 2-ое

По сл. пер. Ч.I. сл.83.

Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о всех благах, которые получила ты от Бога, и которых не соблюла. Сокрушайся о всех злых делах, которые совершила ты. Сокрушайся о всем том, в чем долготерпелив был к тебе Бог. Сокрушайся и кайся, чтоб не предали тебя в тьму кромешную. Кайся, бедная душа, чтоб не посрамиться тебе пред страшным судилищем Христовым. Увы мне грешнику, осквернившему чистоту сердца своими слабостями! Мое нерадение и моя леность помрачили дерзновение сердца моего. Лукавая похоть, как властелин рабу, дает мне приказания, и я тотчас со страхом повинуюсь, как дитя; она вводит меня в заблуждения, и я нахожу в том удовольствие.

И кто восплачет обо мне или утешит меня? Только Сам Спаситель мой, по свойственной Ему благости, призрел на меня отчаянного. Горе мне грешнику, потому что я один изъязвлен! Горе мне, потому что Ты, Владыка, сотворил меня чистым, а я, по нерадению своему, осквернил себя грехами! Будучи равночестен Ангелам, сам себя умалил я. Умножишася беззакония моя, Господи, умножишася (2Пар. гл.36. мол. Манас.), и нет конца их множеству. Как буду умолять Тебя, Спаситель мой, потому что уста мои исполнены злоречия? Как буду песнословить Тебя, потому что совесть моя осквернена? Как возлюблю Тебя, потому что исполнен ненависти? Как будет обитать во мне истина, потому что я вооружился ложью? Как призову Тебя, потому что не соблюл заповедей Твоих? Но Сам Ты, будучи нелжив, не презри меня ничтожного; не отринь меня мерзкого; не оставь меня безнадежного. Ибо врагу моему весьма приятно видеть, что я отчаиваюсь в себе; тем только и увеселяется он, чтоб вследствие отчаяния увидеть меня своим пленником: но сам Ты милосердием Своим посрами его надежду, исхить меня из зубов его, избавь от злохитренного умысла, и от всех направленных им против меня сил!

Поэтому всех, кого печалит совесть о неприличных делах, умоляю: не отчаивайтесь в себе, не доставляйте радости своему сопернику. Но без стыда приступите к Богу, плачьте пред Ним, и не теряйте в рассуждении себя надежды. Ибо Господь наш весьма рад кающимся, и ждет обращения нашего. Он говорить: по всех сих ко Мне обратися (Иер.3:7). И еще в святом Евангелии глаголет: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). Посему, никто да не отчаивается в себе, хотя и согрешил. Бог взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр.11:6); а кто отвергает Его и не кается, к тем строг.

Каким же путем может человек искать Его и найти? Прежде всего должен соблюдать любовь к братиям; ибо сказано: Бог любы есть (1Ин.4:16). Посему, если кто приобрел любовь, то приобрел он Бога; если кто стяжал смиренномудрие, то подобен он Христу; а кто не смиренномудр, тот чужд Христу. Если кто приобрел послушание, то подражает он Богу; а кто прекословит, тот чужд Христу. Если кто покоряется начальнику, то подражает он Ангелам; а кто непокорен ему, тот в свойстве с диаволом. Если кто любит истину, то он истинно друг Христов; а кто любит ложь, тот ученик диавола. Если кто любит брата своего, то возлюблен он Богу; а кто ненавидит брата своего, тот ненавистен Богу. Если кто клевещет брату на брата, то осуждается он с диаволом; а кто страждет за брата, тот наследник Христов. Если кто гнушается поползнувшимся в грех, то сам себя осуждает он; а кто состраждет падшему и соболезнует о нем, тот душу свою делает чистою. Если кто разглашает поползновение брата, то сквернит он душу свою; а кто старается скрыть по состраданию, тот будет под покровом в день гнева. Если кто гордится, или надмевается, как человек преуспевший в жизни, и почитающий себя совершенным, то потерял он труд, и не получит награды; а кто старается по смирению скрывать свои добрые дела, тот возвышен будет Господом и получит от Него награду. Если кто хвалится успехами, или кичится, то он падет; а кто уничижает себя и умаляет, тот возводит себя на большую высоту. Если кто скоро приходит в гнев, или раздражается, то он вне правды Божией, и Христос не водворяется с ним; а кто приобрел крепость и возлюбил скромность, тот - жилище Духа Святаго. Если кто отвращается прегрешившего брата, то он в заблуждении, и в мыслях у него тщета; а кто из любви состраждет ему, тот совершен в добродетелях. Если кто отвращается брата странника, то Бог отвращается от такового; а кто принимает его с любовью, того приемлет Бог. Если кто находит удовольствие в постройке заведений и домов, то старается он лишить себя вечных благ; а кто домогается духовного, и подвизается для сего, тот познает сладость вечных благ. Если кто любит светлые одежды, то не облечен он божественною ризою; а кто прикрывает себя обыкновенными одеждами, тот имеет попечение облечься в духовную ризу. Если кто во время молитвы и псалмопения нерадив или рассеян, то раздражает он Бога; а кто с усердием и прилежанием услаждается псалмопением, тот приобщается Святого Духа. Если кто не трудолюбив в извлечении пользы из Писаний и в чтении их, и не читает их с любовью, то он - бесплодное дерево; а кто прилежно испытывает Писание, тот приносит сугубый плод, яко древо насажденое при исходищих вод (Пс.1:3). Если кто во время ночных молитв услаждается сном, и предпочитает оный, то явным образом человек он плотский, а не духовный; а кто усердно принуждает себя к бдению, тот с любовью ищет Христа. Если кто множит пустые речи, то мерзким себя делает он пред Богом и людьми; а кто приучает себя к молчанию, тот прославляет Бога, и многими будет любим. Если кто из братий имеет избытки, и не дает беднейшему; то он чужд святыни, и благами его насладятся другие; а кто ссужает беднейшего, тот наследник небесного царства. Если кто, будучи силен и здоров, превозносится пред немощными и смиренными, то проклят он Богом, и услышит от Него слова: всяк возносяйся смирится (Лк.14:11); а кто немощным вспомоществует и состраждет, тот услышит от Господа: понеже сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Если кто возмущает братий, клевеща одному на другого, то ненавистен он Ангелам и человекам, а кто успокаивает гневных и опечаленных, тот сыном Божиим наречется (Мф.5:5). Если кто презирает пост, и выполняет волю и пожелание плоти, то нет в нем чистоты и невинности; а кто изнуряет себя постом, тот делатель всякой чистоты, целомудрия и невинности. Если кто услаждается многоядением и яствами, то явно раболепствует он духу чревоугодия; а кто посвятил себя воздержанию, и им себя обуздывает, тот легко преодолеет страсти и помыслы. Если кто находит удовольствие в свиданиях с женщинами, и с ними бывает весел, то раболепствует он лукавым страстям, и не имеет мира с совестью; а кто бегает сих свиданий, и удаляется от подобного навыка, тот не ведет брани и в мире с совестью. Если кто услаждается плотским благородством, и надеется на оное, то не посвятил он себя Богу, но играет помыслами, и сам служит их игралищем; а кто удаляет себя от родственников по плоти, и не имеет к ним пристрастия, тот истинно отрекся от мира, и служит Богу. Если кто, получив приказание, ропщет, то явным образом лишается награды за послушание; а кто с готовностью выполняет приказание, тот сохраняет светлую лепоту души. Если кто, когда подают ему совет, отвращается, и осуждая советника, безумно восстает против него, то отталкивает он от себя Христа, и остается без всякой пользы. Такими мыслями все мы, братия, должны украшаться и ополчаться. Потому будем внимательны к себе самим, возлюбленные мои братия, чтоб чрез плотские страсти не лишиться нам вечных благ.

Увы мне! какие утехи и какое наслаждение уготованы нам; и нет подвизающегося, нет возжделевающего! Напротив того предпочитаем мы настоящее, временное, непостоянное; а вечных оных благ и на мысль себе не приводим. Какое ослепление! Какой вражий обман! Увы мне! Какие мучения уготованы в наказание подобным мне грешникам, живущим нерадиво; и нет боящегося и трепещущего, но как бы пустословием почитаем внушаемое нам, увеселяясь страстями тела; потому что связаны мы ими, как железными цепями, и нет противоборствующего, но связываемые радуемся! О всегубительные козни нечистого змия! Как помрачил он умы всех, чтоб думать нам превратно и вредное возлюбить паче будущих благ.

Итак, приидите, братия мои, приидите отцы, приидите, рабы Христовы; сокрушим сердца свои и будем день и ночь плакать пред Господом. Приидите, напомним себе оный час и неотвратимую нужду, и в сокрушении прольем слезы. Приидите, воспомянем неизреченные и неописанные оные блага, и сокрушимся. Приидите, воспомянем оный страшный и в ужас приводящий престол, и тот стыд, какой ожидает нас пред оным, и восплачем о себе. Приидите, напомним себе, братия, как праведники просветятся яко солнце (Мф.13:43), а грешники окажутся подобными пригари на горшке, и сокрушившись сердцем, возревнуем о добрых делах. Приидите, братия мои, и любовью утвердим себя в страхе Божием, чтоб сподобиться нам вечных благ. Приидите, в сокрушении и в простоте сердца припадем к Богу; потому что Он благ и милосерд, и спасает кающихся. Посему будем умолять Его, чтоб ввел нас в царство Свое. Ему подобает слава во веки! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907, сс. 208-213.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение