страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Ефрем Сирин
Слово подвижническое

По слав. переводу часть 1. Слово 51-58.

Горесть принуждает меня говорить, а недостоинство мое осуждает меня на молчание; и как болезни сердца насильно заставляют отверзть уста, так грехи мои неотступно требуют, чтобы оставался я безмолвным. Поелику же с обеих сторон мне тесно, то полезнее изречь слово, чтоб получить облегчение от сердечных моих болезней; потому что душа моя скорбит, и глаза мои желают слез. Кто же даст главе моей воду, и очесем моим источник слез? И плачу я день и ночь (Иер.9:1) о язвах души моей и об ослаблении огласительного учения, какое преподается в наши дни! Как изъязвлена вся душа моя, и она не знает сего; потому что высокомерие ее не позволяет ей обратить внимание на язвы свои, чтоб уврачевать их!

Одно только есть огласительное учете, преподанное во дни отцов наших; ибо они, как светила осияли всю землю, пожив на ней среди терний и волчцев, - среди еретиков и людей нечестивых, как многоценные камни и дорогие жемчужины. По причине высокого и чистого жития их самые враги сделались их подражателями. Кто не приходил в сокрушение, видя их смиренномудрие? Или кто не изумлялся, видя их кротость и безмолвие? Какой сребролюбец, увидев их нестяжательность, не делался ненавистником мира? Какой хищник и гордец, видя честность их жизни, не изменялся в нравах и не исправлялся? Какой блудник, или оскверненный, увидя их стоящими на молитве, не оказывался вдруг целомудренным и чистым? Кто в гневе, или в раздражении встретившись с ними, не переменялся и не делался кротким? И так здесь они подвизались, а там радуются; потому что и Бог прославлялся в них, и люди от них назидались.

Наше же учение, оставив прямые пути, идет по стремнинам и местам негладким. Ибо нет человека, который бы ради Бога оставил имение и для вечной жизни отрекся от мира. Ни один ни кроток, ни смирен, ни безмолвен. Никто не воздерживается от оскорбления, никто не терпит злословия; но все склонны к гневу, любят прекословить, все ленивы и раздражительны, и заботятся о нарядных одеждах, все тщеславны и славолюбивы, все самолюбивы. Приходящий слушать огласительное учение, прежде оглашения, уже учит; не обучившись, дает законы; не поняв еще складов, любомудрствует; сам не подчинившись, других себе подчиняет, не приняв приказания, приказывает; не вняв советам других, дает свои уставы. И если стар, с высокомерием приказывает; если молод, противоречит; если богат, тотчас требует себе чести; если беден, домогается упокоения; если ремесленник, заботится о нежности пальцев. Поэтому, возлюбленные, кто не будет плакать о нашем огласительном учении?

Отрекшись от мира, думаем мы о земном; у нас земледельцы оставили в пренебрежении землю, а почитающие себя духовными привязаны к земле. Или не знаем, братия, на что мы призваны? Не знаем, возлюбленные, ради чего мы пришли? Призваны мы к воздержанию, а вожделеваем изысканных яств; пришли ради наготы, а стараемся друг перед другом отличиться одеждой; призваны мы к подчинению и кротости, а противоречим с ожесточением; читая не понимаем, и слушая не принимаем слухом.

Если кто на дороге внезапно встретит убийство, изменяется в лице и ужасается в сердце; а мы, читая, что Апостолы умерщвлены и Пророки побиты камнями, думаем, что напрасно о сем говорится. И что говорю о Пророках и Апостолах? Слышим, что Сам Бог-Слово за грехи наши пригвожден к древу и умерщвлен, и смеемся, предаваясь рассеянью. Солнце, не терпя поругания Владыки, изменило светлость свою во тьму; а мы не хотим выйти из тьмы нашей греховности. Завеса храма, ни мало не согрешив, раздралась сама собою: а мы не хотим, чтоб сердце наше пришло в сокрушение о грехах наших. Земля, приходя часто в страх от лица Господня, колеблется под нами к устрашению нашему; а мы и этого не убоялись. Города поглощены и селения опустошены гневом Божиим; а мы и того не устрашились. Солнце не раз и не два омрачалось над нами в полдень: а мы и тем не приведены в ужас. Воздвигнуты брани Персами и варварами, и опустошили нашу страну, чтоб мы, убоясь Бога, пришли в раскаяние, тогда как имеем нужду каяться не дни только или месяцы, но многие годы; но и это нас не изменило.

Итак покаемся, братия, чтоб в грехах своих умилостивить нам Бога. Призовем Его; потому что раздражили Его; смиримся, чтобы возвеличил Он нас; будем плакать, чтоб утешил Он нас; бросим худой навык и облечемся в добродетель, как в одежду, особливо мы, сподобившиеся этого ангельского жития. Так, возлюбленные, примем эту меру, это прекрасное и совершенное правило отцов, до нас живших: "не сего дня только воздерживайся, а завтра давай обеды; не сегодня только пей воду, а завтра домогайся вина; не сегодня только ходи не обутый, а завтра ищи себе башмаков или туфлей; не сегодня только носи власяницу, а завтра дорогую ткань; не сегодня только храни простоту, а завтра убранство; не сегодня только будь кроток и смирен, а завтра высокомерен и горд; не сегодня только· безмолвен и послушлив, а завтра безчинен и не уступчив; не сегодня только предавайся плачу и рыданию, а завтра смеху и равнодушию; не сегодня только спи на голой земле, а завтра почивай на мягком ложе. Но удержи для себя одно правило, возлюбленный, по которому мог бы ты благоугодить Богу и принести пользу себе и ближнему. Если будешь сам себя умерщвлять и живешь один, то послушай, что говорить Владыка: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк.6:31). А если по причине умерщвления плоти всегда тебе нужна услуга других; то берегись делать вред своему ближнему.

Посему-то совершенные отцы, утвердившись в одном правиле, начатое ими до самой кончины совершали беспрепятственно; по сороку или по пятидесяти лет не изменяли своего правила; то есть, прекрасного и неукоризненного воздержания, соблюдаемого касательно пищи, языка, возлежания на голой земле, смиренномудрия, кротости, веры и любви, которая составляет узел совершенного и духовного назидания, а сверх этого нестяжательности, безмолвия от всего земного, честной жизни, неусыпности и молитвы, соединенной с плачем и сокрушением, а от смеха удерживались, не дозволяя себе даже улыбки; гордость была ими попрана; гнев и раздражение, остыв, не имели в них места; золото и серебро потеряло для них всякую цену; и одним словом: они очистили себя. Почему и Бог вселился и прославился в них, и одни, сами их видя, другие, слыша о них, прославляли Бога.

А если кто не очистит себя от всякого лукавого дела, от нечистых помыслов, от порочных пожеланий, от гнева, раздражительности, зависти, гордыни, тщеславия, ненависти, прекословия, клеветы, пустословия, беспечности (и к чему перечислять мне все теперь по одиночке?), одним словом: от всего, что ненавистно Богу, и если, отвратившись от сего, не будет держать себя вдали; то не вселится в нем Бог. Скажи мне; если б кто вздумал бросить тебя в грязь с тем, чтоб ты навсегда там оставался, то перенес ли бы ты это? Итак, если ты, червь, не согласишься терпеть сего, то как же нескверному, пречистому, единому, святому и во святых почивающему Богу можно обитать в тебе, наполненном таким зловонием.

Посему очистим себя, возлюбленные, чтобы Бог вселился в нас, и мы сподобились обетований Его. Не будем оскорблять святого Его имени, призванного на нас, да не хулится нас ради имя Бога нашего. Пощадим самих себя и уразумеем, что имя наше однозвучно с именем Христовым. Ему имя Христос, а мы называемся христианами. Дух есть Бог (Ин.4:24); станем и мы духовными. Идеже Дух Господень, ту свобода (2Кор.3:17). Постараемся приобрести сию свободу. Размыслим, какого жития удостоил Он нас; вразумимся, что на брак Свой призвал Он нас; возлюбим сами себя, как Он возлюбил нас; возлюбим Его, чтоб прославил Он нас; будем внимательны к себе, чтоб в день суда не подпасть двойному наказанию; потому что оставили мы мир, и думаем о мирском, пренебрегли имуществом, и заботимся об имущества, бежали плотского, и гонимся за плотским.

Боюсь, чтоб оный день не застиг нас внезапно, и чтоб мы, оказавшись нагими, бедными и не готовыми, не стали упрекать сами себя. Ибо это самое было с жившими во дни Ноевы: ядяху, пияху, женяхуся и посягаху, куповаху, продаваху, пока не прииде потоп и погуби вся (Лк.17:27.28). Дивное было дело, братия: видели, что дикие звери собираются вместе, слоны приходить из Индии и Персии, львы и барсы толпятся с овцами и козлами и не делают им обиды, пресмыкающиеся и птицы, хотя никто их не гонит, стекаются и располагаются вокруг ковчега, - и это продолжается довольное число дней; а сам Ной прилежно снаряжает ковчег и вопиет им "покайтесь". Но они не уважили сего, и смотря на необыкновенное стечение бессловесных и диких животных, не пришли в сокрушение для своего спасения. Посему убоимся, возлюбленные, чтобы и с нами не было того же; потому что написанное уже исполнилось, предсказанные знамения кончились; ничего не остается более, как придти врагу нашему - антихристу; ибо всему должно исполниться до скончания римского царства.

Итак, кто хочет спастись, тот старайся, и кто желает войти в царство, тот не будь нерадив; кто хочет избавиться огня гееннского, тот подвизайся законно; кому не желательно, чтоб бросили его червю неусыпающему, тот трезвись. Кто хочет быть возвышен, тот смиряйся; кто желает быть утешен, тот плачь. Кому угодно войти в брачный чертог и возвеселиться, тот возьми светло горящий светильник и елей в сосуде. Кто ожидает, что пригласят его на оный брак, тот приобрети себе светлую одежду.

Град Царя полон веселья и радования, полон света и услаждения, и обитающим в нем вместе с вечною жизнью источает приятность. И так, кому угодно жить в одном город с царем, тот ускори свое шествие, ибо день преклонился, и никто не знает, что встретится на пути. Как иной путник, хотя знает, что длинен путь, но прилегши спит до вечера, а потом проснувшись, видит, что день уже преклонился, и едва начинает шествие, вдруг туча, град, громы, молнии, и отовсюду беды, и он не в состоянии ни до ночлега дойти, ни воротиться в прежнее свое место: так и мы потерпим то же самое, если вознерадим во время покаяния, потому что мы пресельники и пришлецы (Пс.38:13). Постараемся же с богатством войти в наш город и отечество.

Духовные купцы мы, братия, ищем драгоценную жемчужину, которая есть Христос наш Спаситель, похвала и непохищаемое сокровище: потому с великим старанием приобретем сию жемчужину. Блажен и трекратно блажен, кто постарался приобрести ее; но весьма беден, кто вознерадел и сам приобрести общего нам Творца, и от Него быть приобретенным.

Не знаете разве, братия, что мы розга истинной виноградной лозы, которая есть Господь? Смотрите же, чтобы кто из нас не оказался бесплодным. Ибо Отец Истины есть делатель; возделывает же виноградник сей, и с любовью ухаживает за теми, которые приносят плод, чтоб приносили еще больше плода; а кто не творит плода, тех посекает и извергает вон из виноградника, чтоб пожжены были огнем. Посему будьте внимательны к себе самим, чтоб не оказаться бесплодными, не быть посеченными и преданными огню.

Также мы - доброе семя, которое посеял Зиждитель неба и земли, Домовладыка Христос. Вот приспело уже время жатвы, и серпы в руках у жнущих: они ожидают только мановения Владыки. Итак смотрите чтоб не оказаться кому плевелами, не быть связанным в снопы и не гореть вечным огнем (Мф.13:30).

Не разумеете разве, братия, что надлежит переплыть нам страшное море? Потому совершенные и мудрые купцы, наготове имея товар в руках своих, ждут, как подует попутный им ветер, чтоб, переплыв море, достигнуть пристани жизни. А я, с подобно мне беспечными и рассеянными, и в мыслях своих не держа, как переплыть это море, боюсь, чтоб внезапно не подул ветер, и чтоб не оказались мы неготовыми; и связав бросят нас на корабль, и будем там оплакивать дни своей лености, видя, что другие радуются и веселятся, а мы печалимся; потому что в той пристани всякий хвалится собственным своим богатством и своею куплею.

Не знаете разве, возлюбленные, что Царь царствующих призвал нас на брак в чертог Свой? Почему же предаемся нерадению и не стараемся добыть себе светлую одежду, и ясно горящие светильники, и елей в сосудах наших? Как не рассудите, что никто не входит туда обнаженным? А если поупорствует кто войти, не имея брачной одежды, то знаете, что таковой потерпит. По приказу Царя, свяжут ему руки и ноги и бросят его во тьму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф.22:13). Боюсь, возлюбленные, чтоб плотские страсти не извергли вон из брачного чертога нас, приряженных только совне. Потому что внешний наряд дает знать, где сердце наше и ум наш: убранство и изысканность одежды показывает, что, думая о земном, обнажены мы от оной славы; славолюбие служит знаком, что мы тщеславны; приятность яств показывает, что мы чревоугодники; нерадение обнаруживает, что мы ленивы; любостяжательность, - что не любим Христа; зависть возвещает, что нет в нас любви; омовение ног и лица означает, что мы рабы страстей; язык проповедует, что любит сердце, и к чему прилеплено сердце, о том твердить язык; устами обличаются тайны сердца нашего. Поелику уста отверсты, не имеют ни дверей, ни стражи, то слово наше выходит безразлично, а с словом расхищается и сердце; уста, не соблюдающие тайн сердца, крадут помышления его, и когда оно думает, что заключено внутри, почитая себя невидимым, выставляется устами всем на показ. Приятность, с какою оговариваем других, означает, что полны мы ненависти. Поэтому да не приводится никто в заблуждение внешним благоговением; думая убедить внешним благоговением, человек обманывает и себя и брата. В обращении выказывается лживость его благоговения. Если хочешь узнать сердечные помышления, обрати внимание на уста; от них узнаешь, о чем заботится и старается сердце, - о земном или о небесном, о духовном или о плотском, об удовольствии или воздержании, о многостяжательности или о нестяжательности, о смиренномудрии или высокоумии, о любви или о ненависти. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце, Христа, или что-либо из настоящего века. И невидимая душа по телесным действиям делается видимою, какова она - добра, или зла, и хотя по природе добра, но превращается в злую по свободному произволению.

Но, может быть, скажет кто-нибудь, что "страсти естественны, и предающиеся страстям не подлежат обвинению". - Будь внимателен к себе самому, чтоб не взвести тебе обвинения на прекрасное создание благого Бога; ибо Он сотворил вся добро зело, и украсил природу всеми благами. Поэтому алчет ли кто, не обвиняется, если вкусит умеренно, потому что взалкал по природе. Подобным образом жаждет ли кто, не обвиняется, если пьет в меру, потому что жажда естественна. Спит ли кто, не обвиняется, если спит не без меры, и предается сну не по изнеженности, так чтобы привычкою к непомерному сну препобеждалась природа; потому что природа и привычка служат провозвестниками той и другой стороны: природа показывает рабство, привычка же означает произволение, а человек состоит из того и другого. Произволение, будучи свободно, есть как бы земледелатель какой, прививающий к природе нашей и худые и добрые навыки, какие ему угодно. Худые навыки прививает следующим образом: голодом чревоугодие, жаждою многопитие, сном изнеженность, воззрением худую мысль, истиною ложь. А подобно сему и благие добродетели прививает следующим образом: пищею воздержание, жаждою терпение, сном неусыпность, ложью истину, воззрением целомудрие. Произволение наше, по сказанному, как земледелатель, во мгновение ока искореняет худые навыки, прививает же доброе, преодолевая природу. Природа - это земля, нами возделываемая; произволение - земледелатель, а божественные Писания - советники и учители, научающие нашего земледелателя, какие худые навыки ему искоренять, и какие благие добродетели насаждать. Сколько бы ни был наш земледелатель трезвен и ревностен, однако же без учения божественных Писаний он и не силен и не сведущ; потому что законоположение божественных Писаний дает ему разумение и силу, а вместе от собственных ветвей своих и благие добродетели, чтобы привить их к древу природы, веру к неверию, надежду к безнадежности, любовь к ненависти, знание к неведению, прилежание к нерадению, славу и похвалу к бесславию, бессмертие к смертности, Божество к человечеству. А если земледелатель наш, по высокомерию своему, вздумает когда оставить учителя и советника своего, т.е. божественные Писания, то начинает действовать погрешительно, отыскивает лукавые мысли, сводит вместе бессмысленные навыки, и к природе прививает не свойственное ей, разумею же: неверие, неведение, ненависть, зависть, гордыню, тщеславие, славолюбие, чревоугодие, любопрение, прекословие и многое другое подобное; потому что, оставляя законодателя, и сам бывает им оставлен. Если же раскаявшись осудит сам себя, припадет к законодателю и скажет: "согрешил я, оставил тебя"; то законодатель, по свойственному ему человеколюбию, немедленно приемлет его, подает ему разумение и добрую силу опять снова возделывать ниву природы своей, искоренять в ней худые навыки и вместо их насаждать благие добродетели. А сверх того дает ему венцы, осыпает его похвалами. Так например: по природе человек алчет, но воздерживается; жаждет, но также терпит; имеет пожелания, но сохраняет целомудрие; отягчен сном, или одержим леностью к славословию Владыки, но бодрствуя сам себя принуждает к Божию песнопению, и за сие увенчивается, как преодолевший природу и стяжавший добродетели.

Итак слава Его человеколюбию, исповедание Его благости, и поклонение Его благоутробию! Какой отец столько сострадателен? Какой отец столько милостив? Какой отец так любит, как наш Владыка, изъявляющий любовь к нам, рабам Своим? Всем снабжает, все припасает с избытком: душевные наши язвы врачует, и долготерпит оставляемый нами, хочет, чтоб все мы стали наследниками царства Его, хочет, чтоб и произволение наше, исцеляя легкие и маловажные болезни, заслужило от Него похвалу; тяжкие и трудные болезни врачует Сам: исцеляет же язвы ленивого, отверзая уста его к славословию, и отпускает грехи грешнику, возбуждая его к усердию; скоро внемлет немощному, чтоб не малодушествовал, а великодушным и терпеливо ударяющим в двери подает то и другое, и исцеление и награду. Он мог бы уврачевать все душевные наши язвы и силою преложить нас на благость, но не хочет сего, чтоб наше произволение не лишило похвал Его. Итак мы ли вознерадим призвать Его к себе в помощь и заступление, когда Он любит и милует нас? Он искупил нас и просветил очи ума нашего; Он даровал нам познание о Себе, дал вкусить сладости Своей, чтоб вполне взыскали мы Его. Блажен, кто вкусил любви Его и приготовил себя к непрестанному ею насыщению; потому что насытившийся такою любовью не приемлет уже в себя иной любви. Кто, возлюбленные, не возлюбит такого Владыку? Кто не исповедует и не поклонится благости Его? Какое же оправдание будем иметь в день суда, если вознерадим? Или что скажем Ему? То ли, что не слыхали, или не знали, и не были научены? Что надлежало Ему сделать, и Он не сделал для нас? Не сошел ли Он для нас с безмерной высоты, из благословенного недра Отчего? Он невидимый не соделался ли для нас видимым? Он - огнь бессмертный не воплотился ли нас ради? И не принял ли заушения, чтоб нас освободить? Какое чудо, исполненное страха и трепета, - бренная рука, созданная из земной персти, дает заушение Создавшему небо и землю! А мы жалкие и бедные, перстные и смертные, мы - пепел, даже и слова не переносим друг от друга. Он Бессмертный не умер ли за нас, чтоб нас оживотворить? Не погребен ли, чтоб нас воскресить с Собой? Он освободил нас от врага, связав его, и дав нам силу наступать на него. Когда призывали мы Его, и не услышал нас? Когда ударяли в дверь, и не отверз нам? Если же и замедлил когда, то чтоб увеличить награду нашу.

Для чего же отрекся ты от мира, возлюбленный, если ищешь еще мирского наслаждения, вместо наготы домогаясь одежды, и вместо жажды - винопития? Призван ты на брань, и хочешь без оружия выйти в битву со врагом, вместо бдения погружаясь в сон, вместо плача и сетования предаваясь смеху, вместо любви ненавиствуя против брата. Призван ты к подчинению, а прекословишь. Призван к наследию царства Божия, а думаешь о земном, вместо смиренномудрия и кротости выказывая высокомерие и гордость.

Итак, что скажешь Богу в оный день? То ли, что "ради Тебя смирялся я, обнищал, был наг, алкал, жаждал, возлюбив Тебя всею своею душою и ближнего, как самого себя"? Знаешь разве, что слова твои и помыслы твои не записываются, что совесть будет твоею помощницею, и если солжешь, не обличит тебя? Или не известно тебе, что вся тварь со страхом и с великим трепетом предстанет судилищу Божию, что тысячи тысяч и тьмы тем Ангелов будут окрест Его? А ты думаешь солгать и сказать: "все это претерпел я ради Тебя". Смотри, чтобы не понести тебе тяжкого наказания за лукавые дела свои и за ложь. Отрезвись от сна и приди сам в себя, отряси свои помыслы, и смотри, преклонился уже день.

Вникни и в это, брат; тех братий, которые вчера были и беседовали с нами, сегодня с нами уже нет: они позваны к Господу своему и нашему, чтобы каждый из них показал свою куплю. Вот, смотрите, каков вчерашний день и каково сегодня: как вчера миновалось, подобно утреннему цвету, так и сегодня - подобно вечерней тени. Рассмотри же и куплю свою, успешна ли она по Богу? Подобно скороходу бегут дни наши. Блажен, кто со дня на день приобретает большую прибыль от купли своей и собирает в жизнь вечную. Почему же ты нерадишь, возлюбленный? Почему ленишься? Почему упиваешься унынием, как вином? Почему огорчаешься сам в себе? Разве обитель намереваешься сотворить себе в этом веке?

Представь, что два путника, из которых каждый идет к себе в дом, встретившись друг с другом на дороге, когда застиг их вечер, остановились оба в обители, до которой дошли, и по наступлении утра разлучились друг с другом; каждый из них знает, что у него в дому его, - богатство или бедность, покой или скорбь. То же и с нами бывает в этом веке; потому что жизнь сия подобна обители, из которой, отходя в место свое, разлучаемся и знаем, что у нас впереди. Ибо каждому не безызвестно, что предпослал он на небо, например, молитву ли слезную, или чистое бдение, или сокрушенное псалмопение, или воздержание с смиренномудрием, или отречение от земного, или нелицемерную любовь и приверженность ко Христу. Если это предпослал ты, то дерзай; потому что отходишь в покой. А если не предпослал ничего такого, то для чего в обители досаждаешь ближнему? Ибо на утро должен будешь разлучиться с ним. Для чего гордишься? Для чего ведешь себя высокомерно? О чем ты печален? Разве хочешь самую обитель унести на себе? Но для чего заботишься об исподней и верхней одежде, или о пище? Дающий скотам пищу их (Пс.146:9) не питает ли тебя, который славословишь Его? Ты, который готовишься сделаться наследником царства Его, заботишься об исподней и верхней одежде? Ты, который умертвил себя для мира, думаешь о земном?

Для чего же огорчаешь Врача, не желая быть исцеленным? Для чего во время врачевания своего скрываешь язвы свои и винишь Врача в том, что не исцелил тебя? Тебе дается время на покаяние, и ты нерадишь о покаянии? Для чего же винишь Законодателя, что за твое пренебрежение послал на тебя смерть? Разве смерти скажешь: "дай мне время покаяться?" Трезвись, возлюбленный, трезвись. Как сеть, найдет на тебя оный час, и тогда ужас обымет ум твой, и сам себя спросишь: "Как это в рассеянности моей прошли дни мои? Как это в неуместных помыслах протекло время мое?" Но какая польза размышлять о сем во время смерти, когда уже не дозволяется тебе оставаться долее в веке сем?

Итак вникни умом своим в слова сии, да коснется слуха твоего сказанное Господом, если только веришь Ему; а Он сказал, что в день оный дадим ответ и о праздном слов (Мф.12:37). И сего слова Господня достаточно, если трезвен будет ум наш. А кто не разумеет написанного и не слушает читаемого, тот подобен трубе, которая принимает в себя воду и не чувствует, что вода протекает в ней.

Посему кто не станет плакать, кто не будет скорбеть, кто не придет в ужас от того, что Владыка вселенной и Сам и чрез рабов Своих, Пророков и Апостолов, проповедует и вопиет, но нет послушающих? Что же проповедуется ими? "Брак готов, говорит Он, упитанная Моя исколена (Мф.22:4). Жених со славою и великолепием восседает в брачном чертоге и с радостью принимает приходящих, дверь отверста, слуги изъявляют свое усердие. Пока не затворена дверь, спешите войти; иначе, останетесь вне, и некому будет ввести вас туда". И нет разумевающего; никто не прилагает старания; леность и заботы века сего, подобно цепи, связали ум. Божественные Писания и списываем мы правильно, и читаем правильно, а правильно их выслушать не хотим; потому что не угодно нам исполнять то, что в них повелевается.

Кто ж отправлялся в дальний путь без дорожного запаса? как хочется нам, оставив запас свой здесь, ничего не брать с собою в дорогу? Блажен, кто с дерзновением отшел ко Господу, неся не скудный свой запас. Вот и десять дев спять, и рабы куплю деют (Лк.19:13), в ожидании Владыки своего, зная, что приял Он царство, и идет с силою и славою многою, увенчать рабов Своих, которые сотворили добрую куплю на серебро, какое получили от Него, и истребить врагов Своих, которые не хотят, чтобы Он царствовал над ними.

Но как среди ночи, когда род человеческий погружен в сон, внезапно бывает с неба великий шум, и ужасные громы, и страшные молнии с землетрясением, и спящие приходят вдруг в ужас, и каждый припоминает дела свои, и добрые и худые, и поступающие худо, возлежа на ложах своих, ударяют себя в грудь, потому что некуда бежать, негде скрыться, нет времени покаяться в делах своих; земля колеблется, громы устрашают, молнии приводят в робость, глубокая тьма окружает их: так в оный час, подобно самой быстрой молнии, внезапно ужасающей всю землю, страшно вострубит с неба труба, пробудит спящих, восставит от сна усопших от века: небеса сии и силы небесные подвигнутся (Мф.24:29), и вся земля, как вода в море, восколеблется от лица славы Его; потому что страшный огнь предъидет пред лицом Его, очищая землю от оскверняющих ее беззаконий; ад отверзет вечные врата свои, смерть будет упразднена, а согнившая персть естества человеческого, услышав трубный глас, оживотворится. Подлинно, чудное это зрелище - во мгновение ока во аде, подобно множеству рыб, клубящихся в море, бесчисленное множество костей человеческих ходят вокруг, и каждая отыскивает составы свои; все воскресшие взывают и говорят: "слава Собравшему и Воскресившему нас, по человеколюбию Своему!" Тогда праведные возрадуются и преподобные возвеселятся; совершенные подвижники утешены будут за труд подвига своего; мученики, Апостолы и Пророки увенчаются. Блажен, кто сподобится увидеть в оный час, как со славою восхищени будут на облацех в сретение бессмертного Жениха (1Сол.4:17) все возлюбившие Его и старавшиеся совершить всю волю Его. Как здесь возрастил каждый крыло свое, так там воспаряет в горняя: как здесь очистил каждый ум свой, так и там видит славу Его, и в какой мере возлюбил Его каждый, в такой насыщается любовью Его. Удивится в оный час и первый Адам, видя великое и страшное, как от него и супруги его произошли неисчислимые народы и множество родов; но еще больше дивясь тому, что происшедшие от одного естества и от одной твари, иные наследуют царство и рай, а другие ад, прославит он Создателя Бога: слава единому премудрому Богу!

Воспомянул я об оном часе, возлюбленные, и содрогнулся; помыслил об этом страшном суде и пришел в ужас; помыслил о веселье райском, и, востенав, предался плачу и плакал, пока не осталось уже во мне и силы долее плакать; потому что в лености и рассеянии провел дни свои, и в нечистых помыслах изжил годы свои, и не уразумел, как унеслись, не почувствовал, как протекли они; оскудели дни мои, а беззакония мои умножились. Увы, увы, возлюбленные мои! Что мне делать от стыда в оный час, когда окружат меня знакомые мои, которые, видя меня в этом образе благочестия, ублажали меня, между тем как внутренно полон я был беззакония и нечистоты, и забывал испытующего сердца и утробы Господа. Там действительный стыд, и жалок, кто там будет постыжден. Щедротами Твоими заклинаю тебя, о Человеколюбивый и Благий, не поставь меня на левой сторон с преогорчившими Тебя козлищами, не скажи мне: не вем тя, но по благоутробию Своему дай мне непрестанные слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его, чтобы соделалось храмом святой благодати Твоей. Ибо хотя я грешен и злочестив, однако же непрестанно ударяю в дверь Твою; хотя я ленив и нерадив; однако же вступил по крайней мере на путь Твой.

Умоляю единомыслие ваше, возлюбленные мои братия; постарайтесь благоугождать Богу, пока есть время; плачьте пред ним день и ночь в молитве и псалмопении вашем, чтоб избавил Он нас от оного нескончаемого плача и от скрежета зубов, и от огня геенского, и от червя неусыпающего, и чтоб исполнил нас радостью в царстве Своем, в жизни вечной, откуда бежали печаль, болезнь и воздыхание; где не нужно ни слез, ни покаяния; где нет ни страха, ни трепета; где нет тления; где нет ни противника, ни нападающего; где нет ни огорчения, ни гнева; где нет ни ненависти, ни вражды, но где всегда радость, и веселье, и восторг, и трапеза, исполненная духовных снедей, какую уготовал Бог любящим Его. Блажен, кто сподобится ее; но жалок, кто лишится ее.

Умоляю вас, возлюбленные, излейте за меня сердца свои и помолитесь о мне, припадая к благому и человеколюбивому и единородному Сыну Божию, чтоб сотворил со мною милость Свою, и избавил меня от множества беззаконий моих, и вселил меня в кругу селений ваших, в ограде благословенного рая, где был бы я в соседстве с вами - наследниками Его. Поелику вы чада возлюбленные, а я презренный пес, то бросьте мне крупиц от трапезы вашей, чтоб исполнилось на мне написанное: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы (Мф.15:27).

Итак, возлюбленные, излейте за меня молитвы свои, и вместе приложим старание о жизни нашей. Ибо все преходит, как тень; возненавидим мир, и что в мире, и плотское попечение, и не будем иметь иного попечения, как только о спасении своем, как и Господь наш сказал: кая до польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою (Мф.16:26)?

Духовные купцы мы, братия, и подобны купцам мирским. Купец каждый день высчитывает прибыль и убыток; и если потерпел убыток, прилагает старание и заботится, как бы вознаградить потерю. Так и ты, возлюбленный, каждый день, и вечером и утром, тщательно размысли, до чего доведена купля твоя. И вечером, войдя в храмину сердца своего, рассчисли и спроси сам себя; "не прогневал ли я чем-нибудь Бога? Не сказал ли праздного слова? Не был ли беспечен? Не огорчил ли брата моего? Не оговорил ли кого? И когда пел устами псалмы, тогда ум мой не мечтал ли о чем мирском? Не возрождалось ли во мне плотское пожелание, и не с удовольствием ли занимался я им? Не уступил ли я над собою победу земным заботам?" Если потерпел ты от сего ущерб, то постарайся прибрести утраченное; воздыхай, плачь, чтоб опять не впасть в то же. А утром опять займись с самим собою и спроси: "как прошла эта ночь? Получил ли я в нее какую прибыль от купли своей? Бодрствовал ли ум мой вместе с телом? Лились ли слезы из очей моих? Не был ли отягчен я сном во время коленопреклонения? Не приходили ли мне на ум лукавые помыслы, и не занимался ли я ими с приятностью?" Если побежден ты был этим, то постарайся исцелиться, приставь стража к сердцу своему, чтоб не потерпеть опять того же. Если так будешь попечителен, то сохранишь в целости куплю свою; а таким образом соделаешься благоугодным Господу своему и принесешь себе пользу.

Будь же внимателен к себе, чтоб не вдаться тебе когда-либо в леность; потому что преобладание лености - начало погибели. Подражай пчеле, и всмотрись в дивную ее тайну, как с рассеянных по земле цветов собирает она свое произведение. Проникни мыслью своею на эту ничтожную тварь. Если собрать всех мудрецов земли, всех философов во вселенной, то не в силах они будут сделать понятною мудрость ее, с какою из цветов созидает она гробы, погребает в них свои порождения, и потом оживотворив их, подобно военачальнику, подает им знак своим голосом, и они единодушно слушаются ее голоса и вылетают, вылетев же принимаются за работу, и, наполняют те же гробы снедями, приготовленными из самой сладости; почему всякий разумный человек, видя труды ее, прославляет Создателя Бога, изумляясь, что от такой малой твари выходит столько мудрости. Подобно сему и ты, возлюбленный мой, будь, как пчела, и из Божественных Писаний собери себе богатство, и некрадомое сокровище, и предпошли оное в небо.

И земные князья, когда пожелает кто из них идти в дальнюю сторону, посылают вперед себя служителей с богатством своим, чтобы, пришедши на готовый покой, остановиться там. Так и ты, возлюбленный, предпошли богатство свое в небо, чтобы приняли тебя в обители святых. Не будь нерадив в продолжение сего краткого времени, чтоб не каяться нескончаемые веки.

Не слышишь разве, что говорит Господь нам: в мире скорбни будете (Ин.16:33)? И еще сказал Он: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19). А если по изнеженности и лености своей желаешь ты избежать скорбей века сего и терпения, вожделеваешь же плотского удовольствия; то для чего в изнеженности своей о прекрасном и добром иге Христовом отзываешься худо, будто бы оно мучительно, тяжело и неудобоносимо? Сам себя отдаешь ты на погибель; кто же тебя помилует? Сам себя убиваешь; кто же над тобою сжалится? Взяв оружия Христовы, должно тебе было сражаться со врагом; а ты в собственное сердце свое вонзил меч. Если в этой жизни хвалишься, то суетна надежда твоя и напрасно ожидание твое.

О чем уста твои молятся Богу? Чего просишь у Него? Упокоения ли в этом веке, или бессмертной и нестареющейся жизни? Если домогаешься этого временного и непостоянного, то лучше тебя вор и блудник; они молятся о том, чтобы спастись, и ублажают тебя, тогда как ты лживо проходишь это прекрасное житие; потому что возненавидев свет, возлюбил ты тьму, оставив небесное царство, возжелал земного и временного. Или убоялся ты, несчастный, что благий и человеколюбивый Бог отвергнет труды твои? Но сам Он и благодать Его подают к тому силы тебе; Сам Он сокрушает сердце твое, и Сам дает тебе награду. Все от Него, и ты гордишься! Плату наемника взыскивает Он с тех, которые лишают Его оной; ужели лишит тебя награды за слезы твои? Да не будет сего! Сказавший: ищите и обрящете: толцыте и отверзется вам (Мф.7:7), сделается ли лжецом? Никак. Отойди, несчастный. Кто пожелал тебе зла? Кто позавидовал тебе? Соперник и ненавистник добра. У него все старание о том, чтоб ни один человек не спасся.

Итак приди в себя и не питай ненависти к душе своей; открой очи ума своего, и посмотри на живущих с тобою: как они подвизаются, как прилагают старание; и светильники их при них, и уста их воспевают и славословят бессмертного Жениха; очи их созерцают красоту Его, и душа их цветет и восторгается.

Всмотрись! Жених приближается, и не замедлит: потому что идет внезапно возвеселить ожидающих Его. Раздается глас: се Жених грядет (Мф.25:6); и те, которые вместе с тобою, пойдут с радостью, имея ясно горящие светильники свои и светлую одежду, и услышат голос Жениха, Который скажет: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). И как скоро раздается голос, скажешь ты им: "дайте мне, братии мои, немного елея, ибо вот светильник мой гаснет"; но услышишь от них: еда како недостанет нам и тебе, иди к продающим и купи; ты пойдешь, раскаиваясь, и не найдешь, где купить: потому что вся земля, как вода в море, колеблется от славы Его. И тогда, рыдая, скажешь: "пойду, ударю в дверь; кто знает, может быть, и отверзут мне;" и приходишь, и ударяешь, и никто не отвечает; ты все ждешь, и еще ударяешь, и отвечают тебе изнутри так: аминь глаголю тебе: не вем, кто ты (Мф.25:12); отойди от Меня делатель беззакония". Когда же будешь стоять там, дойдет до слуха твоего глас веселья и радования, и узнаешь голос каждого из товарищей своих, и вздохнув, скажешь: "увы, увы мне несчастному! Как лишился я такой славы братий моих, лишился сообщества товарищей моих? Все время жизни проводил с ними, и теперь стал разлучен. Справедливо потерпел я. Они были воздержны, а я был беспечен; они пели псалмы, а я парил умом и молчал; они были усердны к коленопреклонениям, а я почивал; они молились, а я носился умом туда и сюда; они смиряли себя, а я гордился; они ставили себя ни во что, а я любовался собой. Потому они теперь веселятся, а я сетую; они восхищаются, а я плачу".

Итак отрезвись, хотя несколько, несчастный, и помысли о беспредельном Его человеколюбии, и не будь нерадив о своем спасении. Взыщи Его, и ускорит к тебе во спасение; призови Его и защитит тебя; дай Ему, чтоб получить сторицею. Если неодушевленная бумага, вопия посредством письмен, возвращает означенные на ней долги: то тем паче благий Бог даст благодать ищущим Его. Бумага посредством письмен прибавляет рост к росту: и сокровище благодати Божией умножает мзду молитв и прошений наших. Итак не будь ленив, не дозволяй возобладать тобою заботе о земном, и не вдавайся в отчаяние. Бог, по благоутробию Своему, приемлет и защищает тебя, а равно и всех от всего сердца ищущих Его. Небоязненно к Нему приступи, припади, воздохни, восплачь и скажи Ему: "Господь мой, Спаситель мой! Почему Ты оставил меня? Умилосердись ко мне, потому что Ты один человеколюбив; спаси меня грешного, потому что Ты один безгрешен; укрой меня от тины беззаконий моих, чтоб не погрязнуть мне на веки веков; избавь меня от уст врага, ибо вот, как лев, рыкает он, и хочет поглотить меня (1Пет.5:8), воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти меня (Пс.79:3); блесни Твоею молниею, и разжени силу его (Пс.143:6), чтоб убоялся и рассеялся от лица Твоего; потому что нет у него сил устоять пред Тобою и пред лицом любящих Тебя. Как скоро видит знамение благодати Твоей, приходит в страх от Тебя и постыжденный удаляется от них. И ныне, Владыка, спаси меня, потому что к Тебе прибег я". Если так будешь молиться Ему и призовешь Его от всего сердца; тотчас, как добрый и сердобольный отец, пошлет благодать Свою в помощь тебе, и исполнит все хотения твои.

Приступи же, возлюбленный мой, не будь нерадив, не смотри на меня ленивого: для меня, который говорю и не делаю, увещеваю и не разумею, достаточно и того стыда, каким покрыто лицо мое. А ты будь подражателем совершенных и духовных отцов и последуй их правилу. Не берись как сверх меры за самое высокое, что не в силах ты совершить, так и за самое маловажное, чтоб увеличилась награда твоя. Не упитывай тела своего, чтоб не воздвигло на тебя брани, не приучай его к плотским удовольствиям, чтоб не обратилось в тягость душе твоей, и не низвело ее в преисподняя земли. Ибо если отдаешь себя на то, чтоб исполнять похоти ее, оставляет она пути прямые, идет по стремнинам, удобно принимает в себя всякий нечистый помысл, и не соблюдает уже целомудрия. И опять, если сверх меры будешь утруждать тело, то и в этом случае обращается оно в тягость душе, которою овладевают робость и уныние, и делается она раздражительною, и ленивою к песнословию, и к молитве и благому послушанию. Поэтому, держась прекрасной меры и веса, управляй собою.

Скажи мне: не бывал ли ты когда зрителем на конском ристалище? И опять, не видел ли когда ладьи на море? Если погонит кто коней без меры, то падают они от одного внезапного шума. И если опять дать им полную свободу; то свергнув возницу, влекут за собою. Подобно и ладья на море; если нагружена сверх того, что может поднять, заливается волнами и тонет; если же облегчается и плывет без груза, то удобно опрокидывается ветром. Так душа и тело, если обременяют их чрез меру, подвергаются сказанному выше. Посему прекрасное дело - начать и совершить, благоугодить Богу, и быть полезным себе и ближнему.

Благословенное стадо Христово, светила вселенной и соль земли - вы совершенные подвижники, возлюбившие ангельское житие на земле. Подвиг ваш временный, а воздаяние и похвала вечные; труд ваш краток, а упокоение и совершенство не стареющие. Но с каким усердием подвизаетесь вы, преуспевая в добродетели, в такой мере враг ваш воспламеняется неистовством, скрытно ставя вам различные сети. Поэтому берегитесь засад его. Ибо без подвига никто не увенчивается; но и благодать Божия не оставляет того, кто усердно сражается и подвизается. Если же кто, доведя себя до расслабления, поленится отверзть уста свои и призвать на помощь благодать, то пусть он винит себя, а не благодать, что она не помогает ему. Представь человека, у которого здоровые руки, и перед которым лежит множество яств, но он ленится протянуть руки и насытиться лежащими пред ним благами; таков же и монах, который опытно знает благодать, и не хочет призвать ее и исполниться снедей сладости ее.

Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, трезвится до самой победы, и беспокоится, чтоб вдруг не напал на него враг, и чтоб ему, если не примет предосторожностей, не попасться в плен. Подобно и монах, если приведя себя в расслабление, обленится; то удобно уловляется врагом; потому что враг влагает в него нечистые помыслы, которые принимает он с радостно, разумею же помыслы высокоумия и тщеславия, а также зависть и клеветничество, чревоугодие и ненасытный сон, и сверх этого доводит его до отчаяния и до убеждения в великости бедствий.. Если же монах всегда трезвится, то привлекает себе в помощь благодать Божию, научается Богом как угодить Ему, делается и достохвальным о Боге и хвалителем Бога. Ибо наблюдающей себя в зеркале бывает вместе и зрителем и зримым; так и благодать, если найдет себе упокоение в человеке и вселится в нем, то и его прославляет, и сама им прославляется. А без помощи благодати сердце не может иметь в себе достаточных сил и исполниться умиления, чтоб надлежащим образом исповедаться Владыке; напротив того человек бывает беден и скуден совершенствами, и поселяются в нем мерзкие и нечистые помыслы, яко нощный вран на развалине (Пс.101:7). Посему обязанность человека призвать благодать, чтоб она, пришедши, просветила его, - обязанность человека, очистив себя, домогаться, чтоб благодать обитала в нем и помогала ему; при благодати же успеет он во всякой добродетели и просвещенный ею в состоянии будет уразуметь разнообразие и благолепие будущего века. Благодать делается для него стеною и укреплением и охраняет его от века сего для жизни века будущего.

Итак преклони ухо свое, возлюбленный, и буду для тебя благим советником, если желаешь вечной жизни и ублажения от Господа твоего. Скажи мне: для чего умываешь лицо свое водою? Не для того ли, чтоб понравиться ближнему своему? А из этого видно, что ты не возгнушался страстями плоти своей, но порабощен им. Если же хочешь умыть лицо свое, то умой его слезами, и убели его плачем, чтоб со славою сияло пред Богом и пред святыми Ангелами; потому что лицо омываемое слезами, - не увядающая красота. Но, может быть, скажешь мне, что стыдно иметь нечистое лицо? Знай же, что нечистота ног и лица твоего при чистом сердце светлее солнца сияет пред Богом и пред святыми Силами.

Для чего безрассудно смеешься? Тебе повелено плакать, а тобой обладает смех. От чего же это? Поелику не возжелал ты блаженства, то наказания Божии не устрашают тебя.

Наученный опытом может давать советы неопытным. Купец, который попадался разбойникам, предлагает путешественникам меры безопасности. Итак, поелику я отчасти учен опытом (говорю об этом твоему благоразумию); потому что по слабости своей не малое только время был я в безопасности; и леность моя опять привела меня в прежнее состояние: то советую вам, возлюбленное стадо Божие, опасайтесь, ради плотских страстей и житейского удовольствия, лишиться славы Божией и сделать себя чуждыми чистого веселья и радостей брачного чертога. Ибо знаете, что труд подвижничества, как сон, скоротечен, а упокоение, каким вознаграждается труд сей, бесконечно и неописанно.

Будь внимателен к себе, чтобы с двух сторон не понести утраты и не подвергнуться наказанию за то и другое. Напротив того старайся приобрести совершенную добродетель, украшенную всем тем, что любит Бог. Ибо, если приобретешь ее, то ни Бога никогда не оскорбишь, ни ближнему своему, не сделаешь зла. Называется же она добродетелью одноличною, заключающею в себе всю красоту и все разнообразие добродетелей. Как царская диадема не может быть соплетена без драгоценных камней и отборных жемчужин; так и сия одноличная добродетель не возможна без красоты различных добродетелей. Она вполне подобна царской диадеме. Как последняя, если недостает в ней одного камня, или одной жемчужины, не может сиять на царской главе: так и сия одноличная добродетель, если недостает в ней одной какой-либо красоты прочих добродетелей, не называется совершенною добродетелью. Еще подобна она дорогим снедям, которые приготовлены со всеми изысканными пряностями, но без соли. Посему как сии дорогие снеди не могут быть употребляемы в пищу без соли; так и эта одноличная добродетель, украшенная всею лепотою различных добродетелей, если лишена любви ко Христу и ближнему, ни мало не привлекательна. Еще подобна она совершенному и прекрасному составу азбуки, в котором буквы отделаны и украшены, но который весь делается ни к чему негодным, если отнята у него хоть одна буква. Так и сия добродетель, если будет лишена одной из прочих добродетелей, вся оказывается бесполезною. И еще подобна она большому и высоко парящему орлу, который, завидев пищу в сетях, со всею стремительностью налетает на нее, но, желая похитить добычу, зацепляется концами когтей, и от этой малости вся крепость его делается связанною; и хотя, по-видимому, все тело его свободно и вне сетей, однако же вся сила его оковывается сетями. Подобным сему образом и эта добродетель, если связана чем-нибудь земным, умерщвляется, изнемогает и гибнет, и не в состоянии уже воспарить в высоту; потому что пригвождена к земному.

У кого нет слез, тот приходи и плачь; кто не запасся умилением, тот приди и воздохни о том, что добродетель, восшедшая на небо и достигшая самых врат царства, не возмогла войти туда. Представляю тебе, возлюбленный, на это пример: иные при бесчисленных трудах преуспели в сей добродетели и украсили ее, как царскую диадему, но, привязавшись к земному, погибли и остались вне небесного царства. Посему обрати внимание на себя самого, чтоб и тебе не впасть во что-либо подобное, и, предав себя врагу, не обратить в ничто столь чудной добродетели, которую приобрел ты столькими трудами; чтоб и тебе не воспрепятствовать ей войти на небо, и не заставить ее стоять пристыжденною пред брачным чертогом. Напротив того, придай ей дерзновения взойти туда с громкими восклицаниями, радуясь и прося себе награды. Подлинно чудо! Связанная земною заботою, как лев волосами, потому что льву подобна таковая добродетель, согнила она на земле и уничижилась. Итак трезвись, возлюбленный, и подвигшись, разорви ничтожный волос, чтоб не насмеялись над тобою, как над тем крепким, который челюстью во мгновение ока избил тысячи, и, освободив себя, умертвил врагов, который победу свою восписал Богу, и молитва его обратила челюсть в источник (Суд.15:16.19), но, совершив много подобных подвигов, когда по неразумию предал он себя врагам, отъятием волос связал в себе страшную и весьма чудную силу. Будь внимателен и ты, чтоб и тебе таковую добродетель не связать каким-либо земным несчастием. Освободи ее от всего вредного и предпошли на небо.

Как иной погружается во глубину, чтоб съискать многоценную и отличную жемчужину, и, нашедши ее, всплывает на поверхность вод, и нагой устремляется на сушу с великим богатством: так и ты обнажи себя от всех житейских нечистот, облекись же в сию добродетель, и, украсившись ею, трезвись день и ночь, чтоб не совлекли ее с тебя: потому что душу, которая имеет ее у себя, не может поколебать никакое бедствие, ни голод, ни нагота, ни уныние, ни болезнь, ни бедность, ни гонения, ни другое какое диавольское искушение. Ибо если трезвится она, то чрез это еще более возрастает и венчается, непрестанно преуспевая по Богу и просветляясь. Самая смерть не в силах причинить ей зла; напротив того, по исшествии из тела, Ангелы приемлют ее ликующую на небе, и приводят к Отцу светов; потому что скорбь терпение соделовает (Рим.5:3); а нищета и нестяжательность - это земля ее делания; с них собирает она плод правды. И болезнь не может повредить ей; потому что от нее облекается душа в силу и похваление пред Богом. Подобным образом и искушения не в силах унизить ее; потому что от них приобретает похвалу и славу в жизнь вечную. Не может привести ее в страх гонение; из него соплетает она венец совершенный и благообразный, который и приносить с радостью Богу славы. И нагота не в состоянии покрыть ее бесчестием; потому что из нее уготовляет себе ризу славы. Подобно сему и голод не может ввергнуть ее в малодушие; из него готовится ей трапеза в небесном царстве. И жажда не в силах довести ее до уныния; из нее готовится ей веселье райское. И бедность не может приманить ее к богатству; потому что за нее наследует ублажение от Господа. А бдение и плач - венец ее совершенства, смиренномудрие и кротость - основание здания ее. Смерть не в силах умертвить ее, и гробница не может заключить и удержать ее в себе. Самые небеса не сильны заключить врат своих пред душою добродетельною; напротив того, видя ее, отверзаются с радостью. Тьмы тем и тысячи тысяч Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал и Властей не могут обратиться к ней с упреком, но с радостными лицами приемлют ее, и, подъяв на руках своих, приводят к престолу славы.

Радуется о ней Отец и Сын со Святым Духом. Отец радуется о ней; потому что возлюбила Его, и не любила никого, кроме Его. Единородный Сын Его радуется о ней; потому что возжелала Его, и никого не приобрела, кроме Его. Святый Дух радуется о ней; потому что о Нем сделалась храмом святым, и Он вселился в ней. Радуются о ней небеса и небесные Силы, и единодушно припадают и прославляют Отца и Сына и Святаго Духа, видя, что она украшена ангельскою добродетелью во всей лепоте праведности. Радуется о ней рай; потому что получила его в наследие. Слава и велелепие единому благому и человеколюбивому Богу, Который, по благодати Своей, дарует нам царство Свое!

Исцели меня, Господи, и исцелюсь. Единый премудрый и благоутробный! Умоляю благость Твою, исцели язвы души моей, и просвети очи ума моего, чтоб уразуметь мне Твое о мне домостроительство. И поелику объюродел ум мой, то да исправит его соль благодати Твоей. Но что скажу Тебе, Предведущий и Испытующий сердца и утробы? Ты один ведаешь, что, как земля безводная, жаждет Тебя душа моя, и желает Тебя сердце мое; потому что кто любит Тебя, того непрестанно насыщает благодать Твоя. Но как всегда внимал Ты мне, так и теперь не призри прошения моего; потому что ум мой, как пленник, ищет Тебя, единого истинного Спасителя. Посему пошли благодать Твою, чтоб пришедши удовлетворила она глад мой, и утолила жажду мою. Ибо желаю и жажду Тебя - Света истины и Подателя спасения. Дай мне просимое мною, и источи в сердце мое хотя одну каплю любви Твоей, чтоб, подобно пламени, возгорелась она в сердце моем, и потребила в нем терния и волчцы, то есть, лукавые помыслы. Дай богато и в меру, как Богочеловек, и умножь дары Свои, как благий Сын благого Отца. Хотя я, как перстный и сын перстного, отвергал и отвергаю благодать Твою; но Ты, наполнивший водоносы благословением Твоим (Ин.2:1-11), наполни меня жаждущего благодатью Твоею. Ты, пятью хлебами напитавши пять тысяч (Мф.14:14-21), напитай меня голодного безмерным богатством Твоей благости.

Благий Человеколюбец! Если на траву, на цветы и на всякую зелень земную обильно изливается благодать Твоя во время сие; то кольми паче даруешь Ты просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя. Ибо вот проясняется воздух, и птицы разнообразят голоса свои, воспевая славу великой премудрости Твоей. Вот вся земля облекается в ризу испещренных цветов, сотканную без рук человеческих, веселится и празднует два праздника: один ради сына ее первородного Адама; потому что из нее сотворен; другой - ради Владыки своего, потому что снисшедши ходил по ней. Вот и море исполняется Твоею благодатью и обогащает плавающих в нем. Благодать Твоя и мне дает дерзновение говорить пред Тобою; а любовь, какую имею к Тебе, побуждает меня к этому.

Если же человекоубийца искони, началозлобный змий, приступив в это время, отверзает уста свои; то тем паче рабу Твоему, который любит Тебя, отверзешь Ты уста к славе и похвале благодати Твоей. Благий Человеколюбец, принявший две лепты, и похваливши произволение вдовы, прими прошение от меня раба Твоего, возрасти молитву мою, и даруй мне просимое мною, чтоб стать мне святым храмом благодати Твоей, и чтоб вселилась она в меня, и научила меня, как угождать ей, чтоб из гуслей моих извлекла песнь сокрушения и веселья, и как бы уздою сдерживала ум мой, а иначе, заблудившись, согрешу пред Тобою, и извержен буду из оного света. Услышь меня, Господи, услышь, и дай мне быть призванным в царство Твое, и я заблудший буду возвращен, я нечистый очищусь, я безумный уцеломудрюсь, я бесполезный сделаюсь полезным.

Избранное Твое стадо - подвижников и всех благоугодивших Тебе, ликуя в раю, ходатайствуют за меня и умоляют Тебя единого Человеколюбца. Сам услышь прошения их и спаси меня молитвами их. А я чрез них воздам Тебе славу, что внял Ты молитвам их, и умилосердился надо мною, и не презрел прошения их спасти меня.

Ты, Господи, сказал чрез пророка Твоего: отверзи уста твои, и исполню я (Пс.80:11). Итак вот отверсты уста и сердце раба Твоего, исполни их благодатью Твоею, чтоб во всякое время благословлял я Тебя, Христе, Спаситель мой. Окропи сердце мое, благий Человеколюбец, росою благодати Твоей. Как засеянная земля, без посещения благодати Твоей, не может воспитать произрастений своих: так сердце мое без благодати Твоей не в силах изречь благоугодное Тебе, и принести плод правды. Вот дождь питает растения, и дерева увенчиваются разнообразными цветами: и роса благодати Твоей да просветит ум мой, и да украсит его цветами умиления, смирения, любви и терпения.

И что еще скажу? Вот молитва моя немощна, беззакония мои велики и сильны, грехи мои подавляют меня, немощи мои гнетут меня: да препобедит их благодать Твоя, Господи! Ты, отверзши очи слепому, отверзи очи ума моего, чтоб непрестанно взирать мне на красоту Твою. Ты, отверзший уста подъяремному, отверзи уста мои во славу и похвалу благодати Твоей. Ты, положивший предел морю словом повеления Твоего, положи предел и сердцу моему благодатью Твоею, чтоб ни в десную, ни в шуюю сторону не уклонялось от лепоты Твоей. Ты, давший воду в пустыне народу непокорному и противоречащему, дай мне умиление и слезы очам моим, чтоб днем и ночью оплакивать мне дни жизни своей с смиренномудрием, любовью и чистым сердцем. Да приближится моление мое пред Тя, Господи (Пс.118:168). И даруй мне святого семени Твоего, чтоб мог я принести Тебе рукояти, полные умиления и исповедания и сказать: "слава Давшему, что принести Ему", и поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу во веки. Аминь.

Итак умоляю вас, потрезвимся в это краткое время, и выдержим подвиг в сей единонадесятый час. Вечер близок: Мздовоздаятель идет со славою воздать каждому по делам его. Будьте внимательны, чтоб кто-нибудь из вас после успеха не вознерадел и не погубил безмерного воздаяния Спасителева. Монах подобен засеянной ниве, которая, разросшись от разных и плодотворных дождей и рос, приносить плод веселья; и достигнув времени плодоношения, приводит земледельца в большую заботу о том, чтоб град или дикие звери не опустошили ниву. Когда же земледелец получит вознаграждение в жатве, собрав пожатые плоды в житницу; тогда радуется и веселится он, благодаря Бога. Подобно и монах, пока в теле сем, должен заботиться о вечной жизни, трудясь в подвиге до последнего дня, чтоб по не радению не сделать бесполезным всего течения. Когда же, совершив течение, подобно земледельцу, плоды трудов своих перенесет на небо; тогда доставляет радость и веселье Ангелам.

Посему никто не ленись, и не бойся искушений. Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержный вразумляет беспечного и бесчинного. Так единодушно поощряя друг друга и побуждая друг за друга, постыдим сопротивного нашего врага, прославим нашего Бога, и возвеселим святых Ангелов и тех, которые видят нас и слышат о нас, и послужим великим назиданием о Христе Спасителе нашем. Ибо что полк святых Ангелов, то множество монахов, которых ум всегда устремлен согласно к Богу. И что мед и сот в устах, то ответ брата ближнему, данный с любовью. Что холодная вода жаждущему в жар, то слово утешения брату в скорби. И как иной подает руку падшему и восставляет его; так слово совета и истины восставляет душу ленивую и нерадивую. И что доброе и свежее семя в тучной земле, то благие помыслы в душ монаха. И что в здании крепкая связь, то в сердце монаха долготерпение во время псалмопения его. И что для немощного человека ноша соли, то для монаха сон и мирское попечение. Что терния и волчцы в добром семени, то нечистые помыслы в душе монаха. И что омертвение членов (у мед. антонов огонь), хотя врачуемое, но никогда не исцеляемое совершенно, то памятозлобие в душе монаха. Как червь точит дерево, так вражда - сердце монаха. Как моль портит одежды, так клеветничество сквернит душу монаха. Что дерево высокое и красное, но не имеющее плода, то монах гордый и высокомерный. Что плод красный снаружи, а гнилой внутри, то монах завистливый и недоброжелательный. Как бросивший камень в чистый источник мутит его; так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает ум ближнего. Как пересадивший дерево, покрытое плодами, и плод губит, и листы на дереве сушит; так бывает и с монахом, который оставляет место свое, и переходить на другое. Что здание основанное не на камне, то монах не имеющий терпения в скорбях. Представь, что иной, предстоя царю и беседуя с ним, по зову подобного ему раба, оставляет дивную и славную беседу с царем, и начинает беседовать с рабом; подобен сему и тот, кто разговаривает во время псалмопения. Вразумимся, возлюбленные, Кому предстоим. Как Ангелы, предстоя с великим трепетом, совершают песнословие Создателю; так и мы со страхом должны предстоять во время псалмопения. Да не будет того, чтоб только предстояли тела наши, а ум мечтал. Что ладья в волнах моря, то монах в делах житейских. Но соберем свои помыслы, чтобы иметь похвалу пред Богом нашим; претерпим искушения врага нашего, чтобы прославиться. Похвала монаху - терпение в скорбях, похвала монаху - нестяжательность, смиренномудрие и простота, прославляющие его пред Богом и Ангелами. Похвала монаху - безмолвие и бдение с умилением и слезами. Похвала монаху - любить Бога от всего сердца, и ближнего как самого себя. Похвала монаху - воздержание в пище, воздержание языка, согласование слов с делами своими; похвала ему, если терпеливо пребывает на месте, и не переносится туда и сюда, как сухие сучья переносятся ветром.

Горе мне, возлюбленные мои! ибо стал я подобен мехам у кузнеца, которые наполняются и пустеют, ничем не пользуясь от ветра; а так и я, описывая добродетели стада Христова, сам не имею в них никакой части. Слава же величию и благости Христовой.

Если кто из вас, братия, имеет у себя нечистые и срамные помыслы, то да не предается в нерадении отчаянию, но да обратит сердце свое к Богу, и воздыхая, со слезами скажет: "востани, Господи, и вонми суду моему. Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей (Пс.24:33.50). Я дело рук Твоих; вскую оставил и презрел еси мя (Пс.21,1)? Вскую отвращаеши лице Твое от меня, и забываеши смирение мое (Пс.43:25)? Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой (Пс.142:3); углебох в тимении глубины, и несть постояния (Пс.68:3). Да удержит меня рука Твоя, и не погибну". Если так с терпением будешь призывать Его, Человеколюбец вскоре, ниспослав благодать Свою в сердце твое, утешит тебя в мучительной и трудной брани.

Итак не будем нерадивы, и не обленимся, имея такого милосердого Владыку. Ибо, пока мы здесь, Он милосердствует, и спасает, и прощает беззакония наши. Кто не подивится, что за кратковременные слезы, что и в этот единонадесятый час прощает Он тысячи грехопадений, и исцеляет тысячи язв наших, и исцелив, еще дает награду за слезы. Ибо сие обычно благодати Его: по исцелении расточает он награды.

Итак постараемся, братия, получить исцеление; потому что здесь милует Он, и ущедряет Своею благодатью; а там уже нет. Напротив того там праведный суд, наказание, и воздаяние за дела. Там милосердый Авраам оказался немилосердым и немилостивым к богачу; и молившийся за Содомлян не молит там за одного грешника, чтоб оказана была ему милость.

Итак ум наш да не будет связан земным, но постараемся стать подражателями святых отцов; не утратим жития их, чтоб не утратить славы их. Но приложим старание, чтобы и венцы получить вместе с совершенными, а если и не венцы с совершенными, то похвалу с последними. Блажен, кто подвизается, чтобы быть увенчанным с совершенными; но жалок, кто не получил похвалы и с последними. Блажен сподобившийся венца и наследия святых, и услышавший сии слова: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34).

Какое оправдание будем иметь, братия, если вознерадим? Человек мирской имеет еще оное, может быть, как пребывающий в мире; но что скажем мы? Боюсь, чтоб те, которые хвалят нас здесь, не стали смеяться над нами там. Да не будут для нас сладостными леность и мирское попечение, чтоб не стали для нас горькими вечный огонь и червь неусыпающий. Отрезвимся несколько, и будем плакать, чтоб избавиться от вечного огня.

Не верите разве слову Спасителя, что пришествие Его будет внезапно, как молния (Мф.24:27)? Побоимся, чтобы оно не застигло нас внезапно, неготовыми; и тогда без всякой пользы станем укорять себя за нерадение свое. Поверьте мне, возлюбленные, что последний уже час. Смотрите, чтоб не исполнилось на нас слово Пророка: увы люте желающем дне Господня (Ам.5:18)! Будьте внимательны к себе, чтоб не оказаться нам подобными тому рабу, которого господин пришедши застал пирующим, и положив часть его с неверными, растесал его полма (Мф.24:51). Напротив того, не срамляясь, будем прославлять Господа, чтоб избавил нас от тьмы и скрежета зубов, и сподобил нас царства Своего.

Умоляю Тебя, Христе, Спаситель мира, призри на меня и избавь от множества беззаконий моих. Отвергал я все благодеяния, какие творил Ты мне от юности моей; ибо меня невежду и несмысленного соделал ты сосудом, исполненным ведения и мудрости; умножилась на мне благодать Твоя, утолила глад мой, устудила жажду мою, просветила омраченный мой ум и собрала скитавшиеся помыслы мои. Теперь же покланяюсь, и молю неизреченное человеколюбие Твое, исповедуя немощь свою; ослабь волны его, и соблюди его для меня в оный день, и не прогневайся на меня, Всеблагий, что, не терпя потоков его, осмелился я поступать дерзновенно. Ты Образа Отца и сияние неизреченной славы, ослабь его для меня, потому что как огонь жжет оно утробу мою и сердце мое; но там даруй мне его, и спаси меня в царстве Твоем, в пришествие Твое сотворив у меня с благословенным Отцем обитель благости Твоей. Ей, Христе, единый Податель жизни, даруй мне просимое мною, сокрой беззакония мои от знакомых моих, воспомянув о слезах моих, которые проливал я пред святыми мучениками Твоими, чтоб привлечь мне к себе милосердие в страшный оный час, и укрыться под крылами благодати Твоей. Ей, Владыко, на мне грешном покажи неизреченное человеколюбие Твое, и соделай меня причастником того разбойника, который за одно слово стал наследником рая. Введи меня туда, и увижу, где скрылся Адам, и воздам славу человеколюбию Твоему, что внял Ты слезам моим и потребил все беззакония мои. Положи слезы мои пред Тобою, Господи, по обетованию Твоему, чтоб постыдился враг мой, увидев меня на месте жизни, какое уготовали мне щедроты Твои, и чтоб покрылся он тьмою, не увидев меня на том месте, какое уготовлял Ты за грехи мои. Ей, Владыко, единый безгрешный и человеколюбивый, излей на меня неизреченную благость Твою, даруй мне и всем любящим Тебя поклониться славе Твоей в царстве Твоем, и в веселии сказать лепоте Твоей: слава Отцу, сотворившему нас, и слава Сыну, спасшему нас, и слава Всесвятому Духу, обновившему нас, во все веки веков! Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907, сс. 49-84.
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение