страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Церковный календарь

А.В. Иванов
Несколько замечаний по поводу статьи В.А. Уварова "К вопросу о датировке православной пасхалии"

Известно, что спор о датировке пасхалии возник из-за расхождения датировок по весеннему равноденствию (4 в. н.э.) и по пасхальным полнолуниям (7-8 в. н.э.). Стоит отметить, что по весеннему равноденствию пасхалия была датирована по сути еще григорианской реформой календаря, и эта датировка (Никейский Собор 325 г.) является сегодня общепризнанной. В.А. Уваров [1] предлагает решить проблему несовпадения датировок путем сдвига пасхальных полнолуний на один день. Он высказывает предположение, что в пасхалии в "графе 14-я Луна" была указана не дата весеннего полнолуния, а день накануне такого полнолуния. За счет этого достигается необходимый сдвиг в лунной датировке и она совмещается с традиционной солнечной. Цель настоящей заметки - проанализировать приведенные автором [1] аргументы в пользу такой версии.

Перенос пасхальных полнолуний на одни сутки осуществляется автором посредством рассмотрения связанного с пасхалией Вечного лунно-солнечного церковного календаря. При этом сразу высказывается утверждение, что календарь более информативен в астрономическом смысле. Во втором абзаце своей статьи В.А. Уваров приводит следующую математическую схему календаря: "Вечный календарь предполагает 19-летний цикл Метона в юлианском календаре абсолютно точным, т.е. календарь составлен на 19 лет, имеющих ровно 235 лунных месяцев, а затем циклически повторяется. Порядковый номер года в 19-летнем цикле определяется "золотым числом", которое равно увеличенному на единицу остатку от деления номера года по нашему летоисчислению на 19. Годы, у которых "золотые числа" равны 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19, имеют по 13 месяцев, остальные - по 12. Месяцы с нечетными порядковыми номерами имеют по 30 дней, с четными - по 29, причем 29 февраля не учитывается при определении длины месяца, а последний 235-й месяц цикла имеет 29 дней. Первый день каждого месяца является календарным новолунием, четырнадцатый - календарным полнолунием. Первое календарное новолуние в 19-летнем цикле приходится на 23 января." [1].

Так вот, из этой математической схемы следует, что начала всех лунных месяцев вычисляются по одной дате - 23 января первого года 19-летнего цикла. Кстати, в качестве такой определяющей даты можно взять и соответствующее пасхальное полнолуние, а все остальное рассчитать от него. Задача составления церковного лунно-солнечного календаря не связана с непосредственными наблюдениями за Луной, это скорее задача теории чисел, решение которой основано на соотношении: 235 лунных месяцев = 19 лет (сама схема однозначно говорит об этом). Реальный синодический месяц существенно колеблется относительно своего среднего значения. Закон этих изменений весьма сложен, и упаковать их в хороший календарь в принципе невозможно. А это значит, что реальные и календарные фазы Луны в любом случае будет значительно расходиться. Для подтверждения сошлюсь на материал обсуждаемой статьи. На рис. 1b там приведено распределение моментов астрономических новолуний по дням календарных лунных месяцев в 19-летие Никейского Собора (в дальнейшем - НС). Из диаграммы видно, что отклонения в 1-2 дня являются нормой.

Таким образом, можно утверждать, что вся астрономическая информация о текущих фазах Луны, содержащаяся в Вечном календаре, сводится к одной дате, относительно которой он и был построен по формальной математической схеме. В связи с этим полностью утрачивается магия значения Tср в 5 мин., соответствующего никейскому 19-летию, в расчетах В.А. Уварова. Там априорная погрешность измеряется в часах! Хотя бы потому, что дрейф метонова цикла за 19-летие превышает 1,5 часа, а об этом дрейфе составители пасхалии не знают. (Кстати, если воспользоваться для расчетов другими таблицами фаз Луны, то и результат будет другой. Мне приходилось использовать разные варианты, все они почему-то отличаются: 6-8 часов - норма.)

Конечно, замечание о точности значения Тср не отменяет главного: если считать начала лунных месяцев Вечного календаря за новолуния, а пасхальные полнолуния (как следствие) - днями накануне полнолуний, то лунная датировка в принципе совпадает с традиционной солнечной. В подтверждение правомерности такого подхода автор приводит два аргумента.

Первый. Начало весеннего месяца нисана в иудейском календаре также совпадает в среднем с новолунием (приведен расчет). Вывод: "в период с 323 по 341 г.г. начало лунных месяцев в Вечном календаре определяется так же, как и начало "несмещенного месяца нисана" в действующем иудейском календаре" [1] (цитата). А значит, и календарь был принят на НС в 325 г.

Но приведенное выше рассуждение ничего нового не добавляет, оно основано лишь на том, что начало лунных месяцев в Вечном календаре в 19-летие НС в среднем совпадает с новолунием. Что касается иудейского календаря, то он всегда достаточно хорошо согласован с фазами Луны, это отлично известно (см. например, [2]). Что-либо вычислять здесь нет необходимости, а если уж приводятся расчеты, и с точностью до минут, то следует заметить, что сутки в иудейском календаре начинаются не с 0 часов, а с 18 предыдущего вечера.

Ну а второй аргумент уже многократно упоминался - это датировка пасхалии по весеннему равноденствию. Правда подается она в необычной форме: вычисляются годы, в которые иудейская Пасха праздновалась до весеннего равноденствия (именно эта ситуация считается одним из мотивов разработки православной пасхалии). Но суть от этого не меняется. Ведь и в 8 и в 9 вв. иудейская Пасха временами приходится на числа, предшествующие 21 марта. Так что если считать эту дату весенним равноденствием, то названный выше мотив останется в силе и в этот период времени.

Вот и все аргументы. При этом перенос пасхальных полнолуний порождает серьезные противоречия с традицией, которые автор пытается разрешить. Так, в частности, он высказывает предположение, что термин "четырнадцатая Луна" (полнолуние) применительно к датам пасхалии вошел в употребление лишь в 8 в., когда эти даты стали соответствовать реальным полнолуниям. К этому же периоду он относит возникновение других традиционных ограничений, связанных с празднованием Пасхи (например, выраженных в известной формуле: "первое воскресение после первого весеннего полнолуния", см. также [2]). Здесь, правда, сразу возникает вопрос: почему традиция сформировалась лишь в 8 в., а не сразу после принятия пасхалии? Или в другой форме: если в 8 в. пасхальные даты стали называть 14-й Луной, то почему спустя 300 лет их не стали называть 15-й Луной, а потом - 16-й и т.д. (смещение пасхальных дат продолжается непрерывно)?

Более весомым на первый взгляд представляется предположение, "что отцы Никейского Собора считали календарный день 14-й Луны как истинное 14-е нисана, когда должна совершаться ветхозаветная (законная, т.е. по закону Моисея) Пасха. Поэтому первое правило Антиохийского собора, которое запрещает "со иудеями совершати Пасху", следует понимать, как относящееся именно к определяемой Вечным календарем законной Пасхе, а не к фактической практике иудеев" [1]. Но это предположение порождает сразу два вопроса. Во-первых, почему святые отцы были так озабочены ветхозаветной иудейской Пасхой и совершенно игнорировали "фактическую практику иудеев"? И во-вторых, когда и почему иудеи нарушили моисеев закон? Ответить проще на второй вопрос, тем более, что ответ делает первый вопрос излишним. Необходимые для этого сведения имеются в статье В.А. Уварова: "Известно, что в древнем иудейском календаре, устанавливаемом "по показаниям свидетелей", началом месяца считалась неомения - первое появление лунного серпа на вечернем небе" [1]. Поэтому 14-е нисана по ветхозаветному закону Моисея и 15-е нисана по вычисляемому лунному иудейскому календарю времен НС - это один и тот же день.

Надо отметить, что вечный лунно-солнечный календарь используется православной церковью лишь постольку, поскольку с луной связана Пасха. Собственно пасхалия в этом календаре не нуждается, она самодостаточна: ей присущи собственные периоды (круг Луны, круг Солнца, Великий индиктион), она может быть полностью восстановлена по любым 28-ми последовательным строкам. Поэтому есть основания считать, что Вечный календарь был связан с фазами Луны именно по пасхальным полнолуниям. (Это подтверждает и тот факт, что 14-е нисана в каждом году 19-летнего цикла не бывает раньше "дня весеннего равноденствия 21 марта". В иудейском календаре, например, это не так.) А вот одно из названий пасхальной 14-й Луны - "законная Пасха" - как раз и говорит о том, что начало лунного месяца было выбрано по закону Моисея, за 14 дней до полнолуния, от неомении. Здесь стоит также еще раз вернуться к приведенной выше цитате из [1] о математической схеме Вечного календаря. В.А. Уваров сам пишет, что начало лунного месяца по календарю является календарным новолунием, а 14-е число - календарным полнолунием. Т.е. по мнению автора [1], Вечный календарь составлен так, что календарные полнолуния всегда (а не только в обсуждаемом месяце нисане) смещены в среднем относительно истинных полнолуний на один день. Это воистину очень странно для хорошего календаря: ведь полная Луна над головой висит, ее все видят...

В заключение несколько слов о весеннем равноденствии. В современном представлении это момент прохождения Солнца через линию пересечения плоскостей эклиптики и экваториальной плоскости. В обсуждаемый период времени понятие о равноденствии безусловно было иным. Можно предположить следующую естественную его реконструкцию. Путем систематических наблюдений за точкой захода на горизонте самого низкого зимнего солнца легко определить с хорошей точностью продолжительность года и день зимнего солнцестояния. Тогда день весеннего равноденствия естественно вычислить как результат откладывания 1/4 года от зимнего солнцестояния. В итоге он будет сдвинут на более позднюю дату почти на двое суток, поскольку угловое перемещение Солнца в зимние месяцы выше среднего из-за эллиптичности орбиты Земли. К тому же весеннее равноденствие визуально не наблюдаемо. Возможно, в древности это была просто календарная дата, которая, будучи один раз установлена, длительное время не пересматривалась. В итоге и накопилось то самое отклонение, которое приводит к несоответствию астрономических датировок пасхалии по Солнцу и Луне. Отмечу, что византийский богослов М. Властарь в своем труде "Собрание святоотеческих правил" (14 в.) допускает такую же значительную по величине ошибку в определении даты весеннего равноденствия (см. [2]). Подводя итог, можно сказать, что нет никаких оснований соглашаться с предложенным автором работы [1] методом разрешения противоречий в астрономической датировке православной пасхалии.

Список литературы
1. В.А. Уваров. К вопросу о математической датировке православной пасхалии. http://www.astronet.ru/db/msg/1199712/
2. И.А. Климишин. Календарь и хронология. М. "Наука". 1990.

Адрес автора: ivanov@petrsu.ru
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение