страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Духовные стороны христианства

МИР (1)

"Царствие Божие... мир и радость во Святом Духе"

(Рим. 14, 17)

Мир превосходит всякое чувство и охраняет сердца и ум святых. Это ясность и спокойствие мирной души, удаляющие ее <уг всех тревог и смятений. К такой ясности ведут любовь с верой, которую также подают Бог Отец и Сын, чтобы мы от всего сердца любили Бога и ближних, как самих себя, и молились за врагов своих. Такой мир и такую любовь, которые апостол молитвенно посылает верующим, имеют только те, кто вправе называться братьями: "Мир братиям и любовь с верою" (Еф. 6, 23). Блаженный Иероним.

Творения, ч. 17, Киев, 1903, с. 388-389. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения, он-действие смирения и причина этого действия (108, 306).

Мир Христов есть некий тонкий духовный хлад-когда он разольется в душе, она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости (111, 520).

Мир Божий есть духовное место Божие, духовное Небо. Восшедшие в это Небо люди становятся равноангельными. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 275).

"И да владычествует в сердцах ваших мир Божий" (Кол. 3, 15).

Мир вам! О слово сладчайшее! О слово приятнейшее! О драгоценный союз рода человеческого и основания благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где нет мира, там нет ничего доброго, там замешательство. И потому Церковь при всех своих молениях и действиях считает его необходимым.

Во-первых, этот мир бывает, когда люди друг с другом живут в любви, и такое любовное обхождение между людьми называется дружбой. Друг-это как бы "другой я", и друзья-это две Души, живущие в единстве. И о таких-то друзьях сказал Христос:

Слово "мир" имеет три основных значения: 1) мир-согласие, покой; 2) мир-совокупность творения Божия (греч.-космос); 3) аскетическое понятие того же греческого слова "космос". В теме "Мир (1)" слово "мир" Рассматривается в значении согласия, покоя, благого духовно-нравственного состояния.-Ред. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13).

Во-вторых, мир означает совместную жизнь в любви родных, например мужа и жены. Нет ничего святее и нужнее для благополучия человеческого, чем этот союз, и потому он строго обязывает супругов хранить между собою согласие и верность. От этого зависит благоразумное управление домом, хорошее воспитание детей, порядок в отношениях с домочадцами, это радует и облегчает житейские заботы. А без этого все развращается и колеблются основания благословенной обители.

В-третьих, это мирная жизнь людей какого-нибудь одного места, селения или города, или целой области, состоящей под одним управлением. И это называется мирным сожительством и общим покоем. Этот мир состоит особенно в том, чтобы стремиться к общей пользе, как к своей собственной. Где такого мира нет, там богатые села приходят в оскудение, купечества разоряются, лучшие города падают, да и целые государства разрушаются. Где же есть согласие и мир, там всё процветает.

В-четвертых, есть мир нужнейший и драгоценнейший, который может считаться источником и основанием названных нами проявлений мира. Этот мир есть мир совести, когда ей не в чем себя упрекнуть, когда страсти усмирены и не воюют. Апостол это состояние называет миром Божиим, "который превыше всякого ума" (Флп. 4, 7). Называет "миром", ибо такой человек спокоен и радостен; "миром Божиим", ибо никакие мирские выгоды и увеселения не могут доставить такого спокойствия духу, а только один Бог; миром "превыше всякого ума", ибо человек может чувствовать сладость этого Божественного мира в сердце, но разумом своим совершенно объять, и тем более выразить словом, не может. Этого-то мира испрашивает у Бога Давид: "Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50, 12). Кто стяжал это внутреннее сокровище, тот всегда благодушен и радостен. В счастье не надмевается, в несчастье не ослабевает, смерти не боится, ибо он примирен с Богом. Суда Его ожидает без страха, ибо чувствует в себе благоволение Божие. Такое сладчайшее состояние души единого свойства и существа с райскими небесными утешениями, ибо является их началом и предвкушением. И потому-то Павел называет этот мир-миром "превыше всякого ума": сколько бы о нем ни говорили, никто его разумом понять не может, его можно только ощущать и чувствовать в себе.

Этого-то мира всем усердно желая, охотно и радостно восклицаю: мир вам, мир вам! Мир родителям с детьми и домочадцами; мир супругам; мир властелинам и подчиненным; мир старцам и младенцам; мир мужчинам и женщинам; мир всякому возрасту, чину и состоянию. Да соединимся друг с другом священным союзом мира, возненавидим всякое несогласие, раздор и ненависть как исходящие не от Бога, но от врага рода человеческого. Сохраним между собою драгоценный мир, чтобы иметь возможность приносить в мире святое возношение. И Бог мира будет с нами (Флп. 4, 9). Платон, митрополит Московский (105, 400-404),

Бог-источник мира

Единомыслие ведет начало от Троицы, так как Ей и по естеству свойственно единство и внутренний мир. Оно усвоено ангельскими и божественными Силами, пребывающими в мире с Богом и между собою. Оно простирается на всю тварь, ибо ей служит украшением безмятежность. Оно удобно поселяется и в нас-как по душе, когда в ней добродетели переходят одна в другую и одна с другой сообщаются, так и по телу, когда в нем и члены, и стихии имеют взаимное согласие, отчего в первом случае происходит то, что является и именуется красотой, а во втором - здравием. Святитель Григорий Богослов (12, 243).

Бог в вышних, сущий в лоне Отчем, по благоволению к людям вступает в общение с плотью и кровью, чтобы произошел на земле мир. Святитель Григорий Нисский (19, 384).

Мир есть Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся. Через Него пришло и благоволение, или присутствие Бога в людях, потому что Бог Отец через воплощение Сына удовлетворился и опочил в людях, и благоволил через Сына Своего опять примириться с человеком, ставшим было врагом Богу через грех, и опять наполнить его божественной жизнью, которой он лишился через преступление, как говорит и апостол: "Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа" (Рим. 5, 1). "Ибо Он есть мир наш" (Еф. 2, 14). "И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем" (Кол. 1, 21-23). Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 254).

... Простите друг друга, если кто на кого имеет огорчение, как и Христос простил вас, дабы вам стать сынами мира, а это-то же, что сказать-сынами Божиими. Ибо "Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду" (Еф. 2, 14) на Своем Кресте. Он Сам сказал <-воим ученикам и через них нам, чтобы мы, войдя в какой-нибудь город или дом, возвещали им мир. И примирение является всем Делом Его пришествия, и именно ради этого, преклонив Небеса, Он сошел на землю, почему и Давид предрек о Нем. "Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира" (Пс. 71, 7), и в другом псалме опять же так о Нем говорит: "Он скажет мир народу Своему и избранным Своим" (Пс. 84, 9). И хвала Ангелов во время Рождества Его показывает, что ради того, чтобы доставить мир, Он сошел к нам с Небес: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 14). И уже совершив спасительное Домостроительство, Он оставил мир как наследие для преданных Ему. "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" дон. 14, 27). И еще: "Мир имейте между собою" (Мк. 9, 50), и "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13, 35). И последняя молитва (благословение), которую Он дал нам, восходя к Своему Отцу, утверждает любовь друг к другу:' "Да будут все едино" (Ин. 17, 21). Святитель Григорий Палама (65, 19).

Без Крови Господа Иисуса никто не приблизится к Богу, ибо Он Сам есть Мир наш, как говорит: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). Ибо как премудрость творит мудрецов, праведность-праведников, освящение-святых, а жизнь - живых, так и сам мир делает нас примиренными... А если Христос есть мир верующих, то, следовательно, кто живет без мира, тот не имеет Христа. Блаженный Иероним.

Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 263.

Страдания Христа были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро, и на всех было полное излияние Святого Духа. Святитель Климент Римский (1, 74).

Истинные Христовы делатели верою и трудами в добродетели с несказанным удовольствием пожинают как плод от благодати Духа преестественные для них блага, без труда совершенствуют в себе неложную и неизменную веру и непоколебимый мир, истинную благость и все прочее, вследствие чего душа, став лучше себя самой и сильнее злобы врага, уготовляет из себя чистую обитель достопокланяемому и Святому Духу, приняв от Которого бессмертный мир Христов, сочетается им с Господом и прилепляется к Нему. Преподобный Макарий Великий (33, 341- 342).

Мир Христов сеется в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми-питается этим невидимым, но не беструдным подвигом, возрастает от него. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 5).

Раздаятель мира-Церковь

Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов. Святитель Игнатий Богоносец (1, 275).

Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как учит Евангелие, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает его, пока не покается. Дидахи (Цит. по ЖМП, 1975, № 11, с. 72).

Господь говорит: "Мир оставляю вам" (Ин. 14, 27), говоря как бы так: какой вам вред от смятений мира, пока вы в мире со Мною? Ибо Мой мир не таков, каков бывает у мира. Этот мир часто бывает вреден или бесполезен, но Я даю такой мир, который соединит вас в одно тело. А это сделает вас сильнее всех. Хотя многие восстанут на вас, но вы при единодушии и взаимном мире нисколько не пострадаете. Блаженный Феофилакт Болгарский.

Благовестник, или толкование на Святое Евангелие. Изд. 2-е, Казань, 1875, с. 368.

В учении о Божестве мы так же единомысленны и согласны, Как и Божество Само с Собою. Святитель Григорий Богослов (12, 216).

Если царь заботится о церковном мире... то пусть... составится церковный собор вдали от дворца, где не присутствовал бы царь, еепоявлялся комит*, не угрожал судья, но было бы достаточно только страха Божия и апостольских постановлений, чтобы таким образом лучше всего была сохранена вера Церкви. Святитель Ливерий, папа Римский (3, 133).

Обратитесь на путь Евангелия Христова и крепко держитесь его, чтобы ваше взаимное единодушие вечно процветало и было достоянным, и вновь обратит к вам лицо Свое Господь, и вместе с миром снизойдет на вас благодать Божиего Духа. Святитель Григорий Палама (65, 18).

Если будем творить добро-водворится в нас мир

"Плод же духа: любовь, радость, мир..." (Гал. 5, 22). ; Поэтому если мы, оставив образы, воспримем истину и дух Писания, тотчас же откроется нам прежде всего любовь и, Переходя от нее к радости, мы обретем мир...

...Не будем думать, что мир состоит только в том, чтобы не ссориться с другим человеком: мир Христов, то есть наследие наше, бывает с нами, когда спокойная мысль не возмущается никакими страстями. Блаженный Иероним. Творения, кн. 17, Киев, 1903, с. 163, 182-183.

Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога никого другого нет в мире, то не сможет обрести спокойствия в душе своей. Преподобный Антоний Великий (82, 68).

Пока человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, пока не прилепится к Богу всем сердцем своим, до тех пор не даруется ему покой от Бога (82, 141).

Мир души-от повиновения ее сил уму. Преподобный авва Исаия (82, 216).

Отрекись от своей воли, отвергни все, что приводит к заботам мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие. Преподобный Сиеой Великий (82, 350).

Будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставив дурные склонности, предшествующие грехам, избежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой-то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Святитель Климент Римский (1, 124-125).

Отвергни оправдания и будешь спокоен в краткие дни земного странствия твоего (82, 335).

Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас; если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами. Преподобный Пимен Великий (82, 334-335).

В молитвенном делании рабов нет мира мысли; нет в свободе чад мятежного смущения. Преподобный Исаак Сирин (82, 268).

Кто, имея страх Божий, совершенно обуздает страсти, задушит различных зверей-порочные помыслы и не дозволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром. Этот мир даровал нам Христос (Ин. 14, 27), этого мира и апостол Павел желал верующим, повторяя в каждом послании: "Благодать вам и мир от Бога Отца нашего" (1 Кор. 1, 3; Гал. 1, 3 и др.). Кто имеет этот мир, тот бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями и не смущается никакими другими неожиданными бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую (39, 33).

Смотря по расположению принимающих, мир может и приходить к ним, и опять удаляться. Святитель Иоанн Златоуст (41, 357).

Сердце только тогда может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в евангельских заповедях, когда пребывает в них с самоотвержением (111, 504).

С благоговейной покорностью воздай славословие суду Божию и оправдай орудия, избранные Богом для твоего наказания. Мир Христов низойдет в твое сердце (108, 176).

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу-мир помыслов и спокойствие сердца (111, 533).

Тогда только можно найти священный покой, когда мысль и сердце погрузятся в смирение Христово и Его кротость, научившись им из Евангелия (111, 505).

Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием. Смирением вводится в душу мир Божий. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 275).

Действие Христова мира

Мир бывает следствием доброго порядка, а от мира рождается в душе свет, от света и мира проясняется ум. По мере же того, как сердце по устранении от мира сего приближается к духовной мудрости, оно приемлет радость от Бога и чувствует различие мудрости духовной и мудрости мирской, потому что в мудрости духовной овладевает душой молчание, а в мудрости мирской- источник парения мыслей. Преподобный Исаак Сирин (55, 401).

В мире Христовом сокровенно живет такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть (109, 221).

Святой мир входит в сердце... за словами смирения! Он... приносит чашу духовного утешения и к одру больного, и в темницу... к гонимому людьми... и бесами (108, 540).

Святой мир при своем обильном действии наводит на ум молчание и к блаженному вкушению себя влечет и душу, и тело. Тогда прекращается всякое движение крови, всякое ее влияние на состояние души-бывает великая тишина (109, 221-222).

Мир Христов есть источник непрестанной умной, сердечной, душевной, духовной молитвы, молитвы, приносимой из всего существа человеческого, действием Святого Духа; мир Христов есть постоянный источник благодатного... смирения Христова (109, 226).

Смирение есть непостижимое действие... мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом (109, 226-227).

Посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собой; он становится сыном Божиим по благодати (108, 522).

Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, 130).

Мир истинный и мир ложный

Да не думают некоторые, будто бы я утверждаю, что надо дорожить всяким миром. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Коротко говоря, нехорошо быть и слишком вялым, и чрезмерно горячим, так чтобы или по мягкости нрава со всеми соглашаться, или из упорства со всеми разногласить. Как вялость бездеятельна, так и готовность со всеми соглашаться неполезна. Но когда идет речь о явном нечестии, лучше идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще ни на что, чем приобщаться закваске лукавства и присоединяться к зараженным ложью. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по этой боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины. Но если огорчаемся подозрением и боимся, не исследовав дела, тогда терпение предпочтительнее поспешности и снисходительность лучше настойчивости. Гораздо лучше и полезнее, не отделяясь от общего тела, как члены общего тела, исправлять друг друга и самим исправляться, нежели, преждевременно осудив своим отлучением и тем разрушив доверенность, потом повелительно требовать исправления, как свойственно властелинам, а не братиям. Святитель Григорий Богослов (11, 237-238).

Было бы смешно благо мира заключать в одном именовании мира... Если же согласие с людьми вредными заставляет вступающих в него под видом мира поступать враждебно, то... не принадлежат ли они к числу не имеющих со мною [церковного] общения? (10, 182).

Миротворец, ублажаемый Господом (Мф. 5, 9)-споспешник Господу, по слову апостола: "Мы-посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: "Примиритесь с Богом" (2 Кор. 5, 20); и еще: "Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Рим. 5. 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: "Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю" (Ин. 14, 27). Святитель Василий Великий (8, 267).

Сам Господь повелел нам искать мира, чтобы стяжать его. Тщательно познаем значение мира Божия и устремимся к нему, как и Господь сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27), чтобы никто не мог укорить нас, что мир наш-мир грешников. Преподобный Антоний Великий (82, 18).

Мир, срастворенный с правдой,-божественное дело. Если же одно будет без другого, это повредит добродетели, потому что и у разбойников, и у волков есть между собой мир, у одних-ко вреду для людей, у других-на гибель овцам. Но такого мира, не украшенного правдой, не назову миром; только если он сходится с правдой, он в подлинном смысле будет называться миром. Почему и Христос сказал: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). А что запрещает не всякий мир, но сопряженный с пороком, об этом говорит в другом месте: "Мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). Ибо в подлинном смысле мир есть тот, который украшен правдой и благочестием (51, 272).

Есть святая брань, и есть мир хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: "Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых" (Пс. 72, 3). Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на тех, кто не причинил им никакого вреда, и волки собираются в стаю, когда жаждут крови, и прелюбодей с прелюбодейцей, и блудник с блудницей живут в мире. Поэтому не полагай, что мир везде есть благо; нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто-нибудь со злословящими Промысл и заключает договоры с людьми недостойной жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда обитает он где-то вне и вдали от пределов мира. Поэтому [апостол] Павел и сказал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18), ибо ясно знал, что иногда это и невозможно (51, 424).

Единомыслие есть начало и основание всех благ для человека, и никто не должен подавать повода к брани и ссоре. Но если увидишь, что нанесен вред благочестию или обижены немощные, не предпочитай мира истине; напротив, стань мужественно и сражайся до крови, "подвизаясь против греха" (Евр. 12, 4). Поэтому-то и сказано апостолом: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18). Ибо иногда это бывает и невозможно, когда, как сказано выше, речь вдет о благочестии или когда надо стоять за обиженных. И что удивительного, если это не всегда возможно по отношению к другим людям, когда апостол позволяет даже разорвать необходимую связь между мужем и женой, составляющими одну плоть, сказав: "Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится" (1 Кор. 7, 15)? Преподобный Исидор Пелусиот (51, 304).

"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Как же Сам Он заповедал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? И почему Ангелы воспевали: "Слава в вышних Богу, и на земле мир" (Лк. 2, 14)? Почему все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда отсекается то, что заражено, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно Небу соединиться с землей. Ведь и врач тогда спасает тело, когда отсекает неизлечимый член, и военачальник восстанавливает спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием-и водворен мир. Так и [апостол] Павел поселил раздор между согласившимися против него (Де-ян. 23, 6). А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3 Цар. гл.21). Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия, но люди разделились между собой и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? "Не мир пришел Я принести", чем и утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом; Я это делаю потому, что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла неожиданно. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля. Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится Небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников Против дурного мнения о них в народе. Притом не сказал "брань", во, что гораздо ужаснее,-"меч". Если сказанное слишком тяжело и грозно, не удивляйтесь. Он хотел приучить к жестоким словам слух людей, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались...

Если же некоторые сочтут это тягостным, то пусть припомнят Древнюю историю. И в древние времена было то же самое - этим и показывается особенно как единство Ветхого Завета с Новым, так и то, что здесь говорит Тот же. Кто тогда давал заповеди. И у иудеев именно когда слили тельца и когда приобщились Ваал-Фегору (Исх. 32, 8; Чис. 25, 2), как только каждый умертвил ближнего своего, Бог прекратил гнев на них. Итак, где же утверждающие, что тот Бог был зол, а этот благ? Вот и этот Бог наполнил вселенную кровью родственников. Впрочем, мы говорим, что и это есть дело великого милосердия. Потому, показы вая, что Сам же Он одобрял и бывшее в Ветхом Завете, Он вспоминает и пророчество, произнесенное хотя и не по этому случаю, однако объясняющее то же самое. Какое же это пророчество? "Враги человеку-домашние его" (Мф. 10, 36). И у иудеев случилось нечто подобное. И у них были пророки и лжепророки; бывали также в народе разногласия, и дома разделялись. Одни верили тем, другие-другим. Поэтому пророк увещевает: "Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих... враги человеку- домашние его" (Мих. 7, 5-6). А говорил это для того, чтобы тех, которые примут учение, поставить выше всего. Не смерть ведь зло, а худая смерть-зло. Потому и сказал: "Огонь пришел Я низвести на землю" (Лк. 12, 49). Говоря это. Он показывал силу и горячность той любви, какой требовал. Так как Сам Он много нас возлюбил, то хочет, чтобы и мы любили Его столь же сильно. А такие слова и апостолов укрепляли, и возвышали дух. Если и ученики ваши, говорил Он, будут оставлять сродников, детей и родителей, то каковы, подумай, должны быть вы, учителя! Бедствия эти не кончатся на вас, но перейдут и на других. Так как Я пришел даровать великие блага, то и требую великого послушания и усердия. "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10, 37-38).

Что же? Не противоречит ли это древнему закону? Нет, напротив, весьма с ним согласно. И там Бог повелевает не только ненавидеть идолослужителей, но и побивать их камнями, а во Второзаконии хвалит такого ревнителя, "который говорит об отце своем и матери своей: "Я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает" (Втор. 33, 9), храня слова Божии. Если же [апостол] Павел многое заповедует о родителях и велит во всем им повиноваться-не удивляйся. Он велит повино-ваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело-воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у евангелиста Луки говорится: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно, но: если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это, ибо такая любовь губит и любимого, и любящего...

"Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф. 10, 39). Видишь ли, как вредно любить душу более надлежащего и как полезно ненавидеть ее? Так как требования Христа были тяжки, поскольку Он повелевал им восставать и против родителей и детей, против природы и родства, против вселенной и даже против собственной души, то Он обещает за это и самую великую награду. Святитель Иоанн Златоуст (41, 384-387).

ПРИМИРЕНИЕ

Стяжи мир в себе-и будут иметь мир с тобою небо и земля. Преподобный Исаак Сирин (82, 280).

Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь. А если примирился ты с братом своим на земле, то примирился и с Господом твоим на Небе. Если восприемлешь брата твоего, то восприемлешь и Господа твоего. Итак, примирись с Ним в лице оскорбленных, возвесели Его в лице алчущих. В лице утомленного путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезой, преломи хлеб свой и удели Ему, подай Ему и чашу свою. Он оказал тебе гораздо большую любовь: почерпнул воду, освятил ее и омыл ею неправду твою, раздробил для тебя Свое Тело и дал тебе в питие Кровь Свою. Преподобный Ефрем Сирин (28, 212).

К словам "если... вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя" (Мф. 5, 23) Спаситель не прибавил ничего, то есть справедливо или не справедливо имеет он,-примирись. При этом не сказано: если ты имеешь что-либо против, но: если он "имеет что-нибудь против тебя", постарайся примирить его с собою. "Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде Примирись..." (Мф. 5, 24). Бог отказывается и от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь... А дар повелевает оставить для того, чтобы поставить тебя перед необходимостью примирения, ибо если все-таки пожелаешь принести твой дар, то должен будешь примириться. Но с этим вместе Он показывает, что любовь и есть истинная жертва. Блаженный Феофилакт (115, 553).

Господь повелевает, чтобы поклонение Ему было оставлено ради любви к ближнему (Мф. 5, 23-24). ...Пусть, говорит Он, прервется служение Мне, только бы сохранилась твоя любовь, потому что и это жертва, когда кто примирится с братом. Потому-то Он не говорит: примирись по принесении или прежде принесения дара, но посылает примириться с братом, когда дар лежит пред алтарем и жертвоприношение уже начато. Не велит взять с собою принесенный дар, не говорит: примирись прежде нежели принесешь его, но повелевает бежать к брату, оставив дар пред алтарем (41, 184).

Если ты принесешь молитву с неприязненным расположением, то лучше тебе оставить ее и пойти примириться с братом и тогда уже совершить жертву (Мф. 5, 23-24). Для того ведь все и устроено было, для того и Бог стал человеком и совершил все Дело искупления, чтобы нас собрать воедино. Здесь Христос . посылает обидевшего к обиженному, а научая молитве, ведет обиженного к обидевшему и примиряет их; здесь говорит: если "брат твой имеет что-нибудь против тебя" (Мф. 5, 23), иди к нему, а там говорит: прощайте "людям согрешения их" (Мф. 6, 14). Впрочем, и здесь, мне кажется. Он посылает обиженного, потому что не говорит: попроси брата твоего, чтобы он примирился с тобой, но просто: "примирись" (Мф. 5, 24). И хотя речь здесь, по-видимому, обращена к оскорбившему, но все относится к оскорбленному. Если ты, говорит Он, примиришься с ним из любви к нему, то и Я буду к тебе милостив, и ты можешь приносить жертву с полным дерзновением. Если же гнев еще пылает в тебе, то представь, что Я Сам охотно соглашаюсь на то, чтобы ты оставил на время жертву, только бы вам сделаться друзьями. Пусть же это укротит гнев твой. Притом Он не сказал: примирись, когда ты сильно обижен, но: сделай это и тогда, когда оскорбление будет маловажно,-если "имеет что-нибудь против тебя". И не сказал также: когда ты гневаешься справедливо или несправедливо, но просто: если "имеет что-нибудь против тебя",- хотя бы даже гнев твой был справедлив, и тогда не должно питать вражды. Так и Христос, невзирая на то, что гнев Его против нас был праведен, предал Себя Самого за нас на заклание, не вменяя нам грехов наших (41, 184-185).

Сколько зла происходит от раздражения и гнева! И что особенно тяжело: когда мы находимся во вражде, то не хотим сами положить начало примирению, но ожидаем других; каждый стыдится прийти к другому и примириться. Смотри: разойтись и разделиться не стыдится, но сам полагает начало этому злу, а прийти и соединить разделившееся стыдится... Не сам ли ты нанес великую обиду и был причиной вражды? Справедливость требует, чтобы ты сам первый пришел и примирился как бывший причиной вражды. Но если другой обидел... в этом случае следует начать примирение тебе, чтобы тебе больше удивлялись, чтобы тебе иметь первенство как в одном, так и в другом: как не был ты причиной вражды, так не тебе быть и причиной ее продолжения; может быть, и тот, осознав свою вину, устыдится и вразумится. Но он высокомерен? Тем более не медли прийти к нему. Он страдает двумя болезнями: гордостью и гневом... Ты здоров, ты можешь видеть, а он во тьме-таковы именно гнев и гордость. Ты свободен от них и здоров; приди же к нему, как врач к больному... не тяжелее ли всякой болезни гордость и гнев? Не подобен ли гнев сильной горячке, а гордость-развившейся опухоли? Иди же, угаси его огонь, ты можешь сделать это при помощи Божией. Останови его опухоль как бы примочкой. Но что, скажешь, если он от этого еще более возгордится? Тебе нет до этого нужды; ты сделаешь свое дело, а он пусть отвечает за себя сам. Только бы нас не упрекала совесть, что это произошло от упущения с нашей стороны чего-нибудь должного... Писание повелевает идти примириться и благотворить врагу не с тем, чтобы собрать на него горящие уголья, но чтобы он, зная это, исправился, чтобы трепетал и боялся этих благодеяний больше, чем обид. Для враждующего не так опасен враг, причинивший ему зло, как благодетель, делающий ему добро, потому что злопамятный вредит и себе и ему, а делающий благое собирает огненные угли на его голову. Поэтому, скажешь, и не должно делать ему добра, чтобы не собирать на него угли? Но разве ты хочешь собирать их на собственную голову?.. А что, если я еще более усилю вражду? Нет, в этом виновен будешь не ты, а он, если он подобен зверю; если и когда ты благотворишь и оказываешь ему честь и желание примириться, он упорно будет продолжать вражду, то он сам на себя собирает огонь, сам сжигает свою голову, а ты нисколько не виновен (43, 435).

"Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф. 4, 26). В продолжение дня многие могут и отвлекать, и отторгать нас от гнева, а ночью, когда человек остается один и предается своим мыслям, волны вздымаются сильнее и буря свирепствует с большей яростью. Предупреждая это, Павел и хочет, чтобы мы встречали ночь примирившись, чтобы диавол не воспользовался нашим уединением и не разжег сильнее печь гнева (41, 185).

Не говори: что же мне делать, если меня обижают, если отнимают у меня имущество и влекут меня на суд? Христос и в таком случае запрещает питать вражду, отнимая всякий к тому Повод и предлог. Так как это повеление было особенно важно, то Господь убеждает к исполнению его указанием не на будущие блага, а на настоящие выгоды, которые скорее могут обуздывать грубых людей, чем обещания будущего. Ты говоришь: он сильнее меня и причиняет мне обиду? Но не причинит ли он тебе еще больше вреда, если ты не примиришься с ним?.. Если ты избежишь этой распри, то приобретешь двоякую пользу: во-первых, ты не потерпишь никакой неприятности, во-вторых, это будет уже твоя добродетель, а не следствие принуждения (41, 186).

Если мы искренне хотим примириться, то не отступим (от враждующего), пока не победим его своими усиленными просьбами, пока не привлечем к себе и не заставим прекратить вражду против нас. Разве мы ему оказываем этим милость? Нет, на нас самих переходят плоды доброго дела; мы этим привлекаем на себя благоволение Божие, приобретаем себе прощение грехов, получаем великое дерзновение перед Господом (38, 283).

Чем более кто согрешил против нас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что за это нам простится больше грехов. Святитель Иоанн Златоуст (36, 239).

Если брат в первый раз воспротивился-великодушно потерпи, если во второй-не теряй надежды, еще есть время к исцелению, если и в третий раз-будь человеколюбивым земледельцем, еще упроси господина не вырубать и не подвергать гневу бесплодную и бесполезную смоковницу, но позаботиться о ней и Удобрить вокруг нее почву (Лк. 13, 8), то есть исцелить брата исповедью его постыдных дел и опозоренной жизни. Кто знает, не принесет ли эта смоковница плоды и не напитает ли Иисуса, возвращающегося из Вифании? Потерпи действительный или кажущийся тебе дурной запах поступков брата своего, ты, который помазан духовным миром, составленным по искусству мироварения, чтобы передать брату свое благоухание. Грех нетакой яд ехидны, от которого тотчас постигает мучительная боль или смерть, так что тебе было бы извинительно бежать от змеи или убить ее. Напротив, если можешь, уврачуй брата, а если нет, по крайней мере, сам не подвергнешься опасности какого-нибудь Участия в его порочности (116, 155).

Для прочного мира недостаточно одной поспешности примирения, если оно не будет подкреплено разумом и разуму не будет содействовать Сам Бог, от Которого всякое добро получает начало и приходит в совершенство, поэтому молитвой и размышлением постараемся утвердить в силе наше примирение. Святитель Григорий Богослов (11, 229).

И мы, как исполнители их [апостолов] учения, только что пришли к вам, возвещая мир, и вместе с Павлом говорим вам:

"Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12, 14). Если же без наличия мира со всеми никто не увидит Бога, то разве увидит Бога в Будущем Веке тот, который даже со своими согражданами не живет в мире? Напротив, разве не услышит он тогда: "Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде" (Ис. 26, 10)?! Святитель Григорий Палама (65,20).

И с неприятелями, когда просят мира, надо примириться. Ибо кто не примиряется, но мучает, не обуздав гнева милосердием, даже тех, которые просят о примирении... тот утратит преимущества победы, от всех потерпит укоризны, как уподобившийся зверю, и не избежит наказания от Бога (50, 320).

Нельзя быть непримиримым с примиряющимся, но даже, насколько от нас зависит, нужно примиряться и с непримиримыми, если только не терпит вреда благочестие. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 425.)

Один брат был в скорби на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к старцу и рассказал ему об этом. Старец отвечал: "Посмотри, нет ли причины в сердце твоем? Не признаешь ли ты себя правым? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся сердца его и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в сердце своем, что ты виноват перед ним, и оправдай брата своего, тогда Бог вложит в сердце его желание примириться с тобой". Он поступил по слову старца и снова пошел к брату. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и между ними водворился величайший мир. Отечник (82, 517-518).

Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Раз святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев; сам патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню, запел ее и святитель, но на словах: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" святитель Иоанн вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Тут святитель сказал ему: "Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю! Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?" Эти слова так поразили вельможу, что он, весь в слезах, бросился к ногам архипастыря и воскликнул: "Все, что ни повелишь, владыко, исполнит раб твой". И исполнил: он в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды. Пролог в поучениях (81, 588-589).

МИРОТВОРЧЕСТВО

Будь миротворцем, чтобы достойно называться сыном Божиим. Преподобный Ефрем Сирин (25, 197).

Спаситель ублажал миротворцев и возвестил, что сделаются сынами Божиими, во-первых, пребывающие в мире с собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу, водворяя мир и в других, живущих в раздоре и с собою, и друг с другом.

Никто не вправе указывать другому того, чего не имеет сам. Поэтому удивляюсь ни с чем не сравнимой щедрости Божия человеколюбия. Господь обещает благие воздаяния не только за Труды и пролитие пота, но и за некоторый род наслаждения, так как выше всего, радующего нас, есть мир, а без него (когда он нарушен войной) ничто не приносит радости.

Прекрасно сказано: миротворцы "будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9).

Поскольку Сам Он, как истинный Сын, умиротворил всё, сделав людей орудием добродетели, небесное соединил с земным, справедливо сказал, что делающие, по возможности, то же самое будут удостоены того же наименования и возведены в достоинство сыноположения, которое и есть самый высший предел блаженства. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 86).

Почтим дар Примирителя-мир, дар, который, уходя от земли. Он оставил нам (Ин. 14, 27) как некий прощальный залог. Будем знать одну только брань-брань с сопротивной силой. ...Уступим в иной малости, чтобы получить взамен важнейшее, то есть единомыслие. Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить. Посмотрите на уставы состязаний и на подвиги борцов:

у них часто лежащий внизу одерживает победу над теми, которые были наверху. И мы будем подражать им... Святитель Григорий Богослов (18, 244).

(Апостол) Павел говорит: "Делая добро, да не унываем" (Гал. 6, 9). Так мы поступаем и в домашних делах: когда двое ссорятся между собою, отведя каждого в сторону, даем им противоположные советы. Так поступил и Бог, так поступил и Моисей, который говорил Богу: "Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей" (Исх. 32, 32). А израильтянам повелел убивать друг друга, не щадя даже и родственников. Хотя эти действия одно другому противоположны, однако то и другое клонилось к одной цели. Святитель Иоанн Златоуст (41, 391).

"И обув ноги в готовность благовествовать мир" (Еф. 6, 15). Обратите внимание на то, что так именовал он некоторую силу души, потому что ногами мы выходим к Тому, Который говорит: "Я есмь путь" (Ин. 14, 6), и их мы должны обуть в готовность благовествовать мир. Блаженный Иероним.

Творения, кн. 17 Киев, 1903, с. 383.

Поведали нам святые старцы такой случай. Один монах пришел из Скита посетить своих отцов, живших в месте, называемом Келлии, где множество монахов пребывало в отдельных келлиях. Так как в то время не нашлось свободной келлии, в которой он мог бы побыть, один из старцев, у которого была другая келлия, незанятая, предоставил ее гостю. К скитянину начали ходить многие из братий, потому что он имел духовную благодать преподавать слово Божие. Увидел это старец, предоставивший ему келлию, и уязвился завистью. Он стал негодовать и говорить: "Столько времени я живу в этом месте, а ко мне не приходят братия, разве очень редко, и то в праздничные дни, а к этому льстецу почти ежедневно приходит множество братий". Затем он отдал такое приказание своему ученику: "Пойди скажи ему, чтобы он уходил из келлии, потому что она мне нужна". Ученик, придя к скитянину, сказал ему: "Отец мой послал меня к твоей святыне: он слышал, что ты болен". Тот поблагодарил и попросил старца молить Бога о нем, потому что очень страдал от болей в желудке. Ученик, возвратясь к старцу, сказал: "Он просит твою святыню, чтобы ты потерпел его два дня, в которые бы он мог приискать себе келлию". По прошествии трех дней старец опять послал ученика к скитянину: "Пойди скажи ему, чтобы он уходил из моей келлии. Если он и еще отсрочит свой уход, я приду сам и жезлом выгоню его". Ученик пошел к скитянину и сказал: "Отец мой очень озаботился, услышав о твоей болезни; он послал меня узнать, чувствуешь ли себя лучше?" Тот просил передать: "Благодарю, владыко святой, любовь твою! Ты так заботился обо мне! По твоим молитвам чувствую себя лучше". Ученик, возвратясь, сказал своему старцу: "И теперь он просит твою святыню, чтобы ты подождал до воскресного дня; тогда он немедленно уйдет". Наступил воскресный день-скитянин спокойно оставался в келлии. Старец, воспламененный завистью и гневом, схватил жезл, пошел, чтобы побоями выгнать скитянина из келлии. Видя это, ученик подошел к старцу и говорит ему: "Если повелишь, я пойду вперед и посмотрю: может быть, пришли к нему братия, которые, увидев тебя, могут соблазниться". Получив позволение, ученик пошел вперед и, войдя к скитянину, сказал ему: "Вот, отец мой идет, чтобы посетить тебя. Поспеши ему навстречу и поблагодари его, потому что он делает это по побуждению великой сердечной благости и любви к тебе". Скитянин немедленно встал и в веселии духа пошел навстречу. Увидев старца, прежде нежели тот приблизился, он пал перед ним на землю, воздавая поклонение и благодарение: "Да воздаст тебе Господь, возлюбленный отец, вечными благами за келлию твою, которую ты мне предоставил ради имени Его! Да приуготовит тебе Христос Господь в небесном Иерусалиме между святыми Своими славную и светлую обитель!" Старец, услышав это, умилился сердцем и, кинув жезл, устремился в объятия скитянина. Они дали друг другу целование о Господе, и старец пригласил гостя в свою келлию, чтобы вместе вкусить пищу при благодарении Бога. Наедине старец спросил ученика своего: "Скажи мне, сын мой, передавал ли ты брату те слова. которые я приказывал передать ему?" Тогда ученик признался: "Скажу тебе, владыко, правду: по преданности моей к тебе отцу и владыке, я не осмелился сказать ему того, что ты приказывал, и ни одного из слов твоих не передал". Старец, услышав это, пал к ногам ученика и сказал: "С этого дня ты-мой отец, а я-твой ученик, потому что Христос избавил и Мою душу и душу брата от греховной сети при посредстве твоего благоразумия и действий, исполненных страха Божия и любви". Господь даровал благодать Свою, и все они пребывали в мире Христовом, доставленном верою, святыми попечениями и благонамеренностью ученика. Любя старца своего совершенною любовью к" Христе, он очень боялся, чтобы духовный отец его, увлеченный страстью зависти и гнева, не впал в проступок, который уничтожил бы все труды его, принятые на себя с юности в служении Христу ради Вечной Жизни. Отечник (82, 430-432).

предыдущий материал оглавление продолжение...

 
 






Copyright © 2001-2007, Pagez, hosted by orthodoxy.ru
Православное книжное обозрение